+ 7 499 250 01 49 + 7 903 744 67 62 info@gimalai-tour.ru

НЕПАЛ ТИБЕТ с вертолетом

Катманду – Жангму – Ниалам – Ронгбук – Лхадзе – Шигадзе – Гьянцзе – Лхаса – Тседанг – Дрананг – Катманду – Кайлаш – Катманду

27 дней (23 дня в Тибете)

Недоступное и загадочное Тибетское плато издревле считали мистической землей, энергетическим центром планеты. В этом путешествии, рассчитанном на первое знакомство с Тибетом, вам могут приоткрыться его вековые тайны.

ДЕНЬ 1

Вылет из Москвы (возможны варианты) в Катманду.

ДЕНЬ 2

Прилет в международный аэропорт Трибуван, названный так в честь деда бывшего короля Непала. За полчаса до посадки взору открывается бархатно-зеленая холмистая котловина долины Катманду, обрамленная с севера сверкающими ледниками гималайских хребтов. Разница во времени между Москвой и Катманду – плюс 2 ч 45 мин. Первое, что Вы услышите в Непале, – это традиционное приветствие «Намастe», буквально означающее «В Вашем лице я приветствую Бога». Непальская виза на влете стоит $40. При себе иметь 2-3 фотографии. В этот же день получение китайской визы и тибетского разрешения (присутствие не требуется, необходим только оригинал паспорта).
Экскурсии с гидом (англо- или русскоговорящим – на выбор).
Порядок и состав экскурсий может меняться. Другие места для посещения можно выбрать из программы «Священная Земля Будды».
Панорама Катманду открывается с холма, на котором стоит древнейший буддийский храм королевства – Своямбунат («самовозникший»), заложенный 2 с половиной тысячи лет назад и осененный, как и все буддийские храмы (ступы), всевидящими глазами Будды. Они смотрят на вас из-под черных бровей, а между ними – третий глаз, символ истинной мудрости. Нос в виде непальской единицы, похожей на вопросительный знак без точки, символизирует единство.
Сегодня же можно посетить древний город Бактапур. Он также известен как Бадгаон, или «город святош». Это третий по величине город в долине Катманду, средоточие уникальных с исторической и эстетической точек зрения памятников старинной архитектуры. Подобен ему старинный город Патан с храмами дворцовой площади Дарбар, ступы Великого императора Древней Индии Ашоки, храмом тысячи будд – Махабудда.
Сердце Катманду – площадь Дарбар («дворцовая»). Именно здесь, на пересечении важных торговых путей, в XII веке был построен из единого дерева давший название городу дворец Кастамандап, вокруг которого сформировался Катманду. Cюда мы отправимся напоследок, чтобы обобщить впечатления этого насыщенного дня и почувствовать атмосферу старого города, живущего шумной и пестрой жизнью в бесценных декорациях средневековья.

ДЕНЬ 3

Переезд из Катманду в Ниалам (3700-3750 м) через Жангму. Высоты, приведенные в скобках, взяты из разных источников и демонстрируют диапазон разночтений, так же как многочисленные варианты названий одного и того же места. Здесь сознательно дается не один вариант, а всевозможные часто встречающиеся версии.

ДЕНЬ 4

Выезд из Ниалама, по пути пересекаем два захватывающих перевала. Через Лалунг Ла (5082 м) в Лодонгри.

ДЕНЬ 5

Переезд в Ронгбук (5030 м). Рано утром стартует 2-часовой трек из лоджа в базовый лагерь Эверест (5090 м), откуда открывается фантастический панорамный вид на северную стену высочайшей горы в мире (8848-8850 м). Размещение: Everest View Hotel.
Самое фантастическое заведение всего ледника Кхумбу у подножия Эвереста – четырехзвездочный Everest View Hotel. Выстроенная японцами 12-комнатная гостиница предназначена в основном для богатых японцев же, которые прилетают на расположенный в 20 минутах ходьбы аэродром Сьянгбоче и в кислородных масках наслаждаются видами Эвереста, Лхотце, Нутпце и Ама Даблама.
Шерпы, живущие на доллар в день, до сих пор не могут понять, как человек может потратить 200 долларов за ночь в гостинице. Из расположенного над Namche-Bazar приземистого здания открывается едва ли не лучшая в мире горная панорама. Это одна из немногих точек на карте похода к подножию Эвереста, откуда видна высочайшая вершина мира, возвышающаяся над мощной южной стеной Лхотце (8516 м). В гостинице, куда даже воду шерпы носят на себе, есть две комнаты, где поддерживается высокое давление, а в номера подают кислород. Большую часть времени необычный отель пустует, однако терраса и кафе с весьма приемлемыми ценами и видом на Эверест полны. Несмотря на сомнительный коммерческий успех предприятия, гостиничный бум породил конкурента и ему – по соседству вырос более традиционный и менее дорогой Syangboche Panorama Hotel. Тоже четыре звезды. Большинство же остальных гостиниц могут похвастаться только звездами в гималайском небе.
На северной стороне Гималаев находится частично восстановленный Тибетский Буддистский монастырь Ронгбук, когда-то самый крупный в этом регионе, а сейчас – самый высокогорный монастырь в мире (5200 м). Он был построен в 1899 году Ниньма-па Ламой. Когда-то количество лам здесь достигало пяти сотен, а теперь их около пятидесяти. Они живут вместе с монахинями. Некоторые из них – из Непала и Сицзяна.
Монастырь Ронгбук – лучшее место для созерцания Вершины Мира, горы Эверест (тибетцам известной как Джомолунгма, а непальцам – как Сагарматха). Это место силы, окруженное, к тому же, невиданными красотами. Через него должен пройти каждый, кто идет на север к Эвересту. Часто покрытый облаками и туманом, пик Эвереста описывали и как «нелепую треугольную глыбу», и как «сияющий шпиль, обнесенный снегом» с «огромной головой из гранита и льда», и этот лед смотрится угрожающе с вершины Ронгбука, которая находится в непосредственной близости к гиганту.
Ронгбук расположен на полпути к Эвересту. 30-километровая долина шириной в полтора километра на высоте 16,500 футов делает его доступным для транспорта. Раньше, чтобы достичь Ронгбука, потребовалась бы пятинедельная прогулка от Дарджилинга, что находится в индийских предгорьях Гималаев. Это место, где горизонт начинает околдовывать своей красотой: Шишипангма, Эверест и Что Ю – три величественных пика, сияющих впереди.
В монастыре есть большая округлая гробница с глубоким религиозным значением. Эмблемы Солнца и Луны, изображенные на ней, означают свет учения Будды. Это последняя точка, где можно встретить людей, по пути к Эвересту. Монастырь Ронгбук был важным центром духовного обучения в определенные времена года и местом паломничества в течение ежегодных церемоний, сопровождавшихся танцами в национальных костюмах и масках. Толпы верующих прибывали сюда со всех уголков Непала и Монголии и заполняли даже крыши монастыря, чтобы увидеть своими глазами представление, которое проходило в большом внутреннем дворе монастыря. Монахини танцевали под непрерывный звук тибетских труб и звон цимбал и колокольчиков.
Подобные церемонии проходили одновременно и в других ламаистских монастырях, расположившихся на склонах Гималаев. Эти традиции дошли и до сегодняшних дней. Своими особенно яркими церемониями известен монастырь Шерпа в Тенгбоче.
В результате пожара 1989 года Ронгбук лишился своей библиотеки и костюмов. Все уцелевшие ценности были переданы в Тенгбоче.

ДЕНЬ 6

Переезд в Лхатце (4080 м) мимо Шегара.

ДЕНЬ 7

Переезд в Шигатсе (3900 м). Посещение монастыря Таши Лунгпо.
Шигатсе (Xigatse, Шигацзе, Шигацэ), что означает «плодородная земля», – город на юго-западе Китая, в Тибетском автономном районе, при впадении реки Нянгчу в Брахмапутру (Ярлонг Тсангпо). Столица провинции Цанг. 30 тыс. жителей (1975 г.). Ремесленно-торговый центр на дороге в Непал, богатый историческими, культурными и религиозными памятниками. Монастыри Шигатсе не уступают своим собратьям в Лхасе. «Изюминка» Шигатсе – удивительно высокие заснеженные пики гор. Большинство самых высоких вершин Тибета, включая Эверест, находится недалеко от Шигатсе.
Шигатсе – второй по величине город в Тибете, находится в 228 км от Лхасы. Его называют второй столицей, так как здесь расположен монастырь Ташилхунпо: резиденция второго после Далай Ламы духовного лица Тибета – Панчен Ламы. Монастырь был основан в 1447 году учеником Цонгкапы, основателя ордена Гелугпа, Генден Друпом, и стал крупнейшим центром изучения философии в Тибете. Он тяжело пережил китайское вторжение. Две трети зданий пострадали, из 4000 монахов осталась одна четвертая часть. Сегодня многое восстановлено, и сейчас Ташилхунпо представляет собой целый город, огромный храмовый комплекс, в котором одним из главных является храм Майтрейи – Будущего Будды. Одно из самых значительных сокровищ монастыря – 26-метровая статуя Майтрейи, покрытая 279 килограммами золота. Тибетцы говорят, что Будда Будущего благословляет всех приходящих на добрые дела и помогает осуществиться желаниям людей с чистым сердцем. Все сооружения Ташилхунпо величественны и украшены великолепными статуями и росписями.
В Шигатсе считается невежливым называть людей по имени. Всех, кого почитают не ниже себя, именуют каким-либо титулом.
Лето здесь обычно умеренное и влажное, часты ливни. Зима холодная, сухая и ветреная.
Не забудьте, что Шигатсе – ваш последний шанс пополнить запас китайских денег до Чжангму. Банк Китая рядом с гостиницей Шигатсе принимает чеки вместо кредитных карточек. Почтовое отделение отправляет международные письма и факсы, но не посылки. На местном рынке можно купить необходимую для лазания по горам одежду. В городе есть даже выход в Интернет, кажется, один-единственный.
На протяжении долгого времени Щигацэ оставался важным торговым и административным центром. Господствующие высоты в черте города позволяли королям Цанга сосредоточить свою власть именно здесь. Сегодня руины величественного дзонга Шигацэ напоминают о былой славе. Благодаря покровительству монголов ордену Гелугпа, Шигацэ был выбран как место резиденции Панчен Ламы.
Подобно большинству современных тибетских городов, Шигацэ состоит из традиционной тибетской и современной китайской частей. Если быть более точным, то от тибетской части почти ничего не осталось, если не считать базара. К сожалению, главный город провинции Цанг разделяет судьбу остальных тибетских городов, постепенно превращающихся в типичные китайские новостройки из стекла и бетона. Сохраняющие свой традиционный облик тибетцы, идущие по улицам родного города, выглядят нелепо на фоне многочисленных китайских ресторанов и стеклянных витрин.

ДЕНЬ 8

Утром: прогулка и посещение тибетского рынка. После полудня – поездка в Гьянце, посещение ступы Кумбум и монастыря Палкхор.
Гьянцэ – третий по величине город Тибета, расположенный на высоте 3900-3960 метров над уровнем моря в 254 километрах к юго-западу от Лхасы. Здесь находится единственная в своем роде ступа ста тысяч Будд, представляющая собой девятиярусное пирамидальное сооружение, увенчанное золотым куполом и называемая «кумбум». На всех девяти ее уровнях расположено около сотни капелл, каждая из которых посвящена отдельным божествам и украшена множеством статуй и настенных росписей XIV-XV веков. Для их создания были приглашены известнейшие мастера из Непала. Благодаря этому все эти изображения являются уникальными образцами неварского стиля. После того как в конце пятидесятых годов был разрушен кумбум Джампалинга, кумбум Гьянцэ остался единственным во всем Тибете культовым сооружением подобного рода.
Рядом со ступой расположен монастырь Палкхор Чоде, построенный в XIV-XV веках. Изначально монастырь принадлежал традиции Нингма, но впоследствии пришедшая к власти школа Гелугпа распространила на него свое влияние. (4 главных школы тибетского буддизма - Ньингма, Карма Кагью, Сакья и Гелугпа.)

ДЕНЬ 9

Переезд Гьянце – Лхаса (3600-3650 м) через два высокогорных перевала – Камба Ла (4794 м) и Коро Ла (5045 м), – между которыми расположено священное голубое озеро Ямдрок Цо (по-тибетски озеро – «цо»).

ДЕНЬ 10

Лхаса. Этот день полностью посвящен столице Тибета. Название города переводится как «Обитель богов». Посещение дворцов Потала и Норбулинка – зимней и летней резиденций Далай-ламы. Баркор – традиционный обход по кругу священного  города.
Легендарный дворец Потала является воистину одним из чудес света, высоко вознесшимся над долиной. Его история началась в VII веке с маленькой крепости. В XVII веке Пятый Далай-лама достроил его до нынешнего размера, и с тех пор он стал местом обитания всех Далай-лам и символом Тибета. Сейчас 13 этажей и более 1000 комнат Поталы превращены в музей. Вы сможете осмотреть жилые комнаты Далай-ламы, регента, учителей, прислуги, церемониальные залы, сокровищницы и внутренние храмы. Сейчас Далай-лама находится в изгнании в Дхарамсале (Индия).
Поездка в монастырь Сера – один из двух крупнейших монастырей школы Гелуг-па в Лхасе. Основан в 1419 году последователем Цонкапы Сакья Еши. В былые времена насчитывал более 5000 монахов. Сейчас там живут несколько сотен. Состоит из нескольких «колледжей» – отделений, изучающих различные течения буддизма.
В монастыре между монахами ежедневно проводятся открытые диспуты на религиозные темы. Иногда они проходят очень энергично, порой даже шумно, вовлекая в себя целые «группировки» монахов. На этих диспутах можно присутствовать, они проходят примерно в 15:30-16:00. Монастырь расположен недалеко от центра Лхасы. Добраться можно на велосипеде (за полчаса), маршрутке или такси. Вы поедете на машине.

ДЕНЬ 11

Переезд в Цеданг. По пути – монастырь Миндролинг. Посещение Самье и Ямбулаганга.
Неподалеку от развалин Джампалинга расположен монастырь Миндролинг, один из важнейших центров школы Ньингма, древнейшей среди школ тибетского буддизма. Он также пострадал в период «культурной революции», но был восстановлен.
Впервые на этом месте монастырь был основан в X веке, однако общепринятой датой основания монастыря считаются 1670-е годы. Основатель монастыря лама Тердак Лингпа был одним из учеников пятого Далай Ламы. Монастырь впервые был разрушен во время монгольского вторжения в 1718 году и позднее был восстановлен.
Долгое время Миндролинг служил резиденцией духовного лидера школы Нингмапа Его Святейшества Миндролинга Ринпоче, который сегодня находится в одноименном монастыре в Дерадуне, Индия.
Самье считается старейшим монастырем в Тибете, его основание относят ко второй половине VIII века. За время своего существования монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался вновь. Серьезно пострадал он и во время «культурной революции», но в настоящее время опять восстановлен и вновь впечатляет своим чудесным видом.
Башня Ямбуланганг (Yumbulangang) возвышается над долиной реки Ярлунг. Ямбуланганг считается старейшим сооружением в Тибете. Его основание относится ко времени первых королей долины реки Ярлунг. По общему мнению, Ямбуланганг был построен как королевская резиденция и его облик в то время существенно отличался от сегодняшнего. То, что можно увидеть сегодня, – постройки более позднего происхождения.
Монастырь Цеданга, основанный в середине XIV века, в годы «культурной революции» (1966-1968) был полностью разрушен. Однако Цеданг является своебразными воротами в долину реки Ярлунг (Yarlung Valley), на берегах которой он расположен, а долина этой реки считается колыбелью тибетской цивилизации. Именно здесь в середине III века возникло, если следовать тибетской традиции, первое тибетское государство. А в VII веке правитель этой области Согзен Гампо (Sogtsen Gampo), объединил под своей властью весь Центральный Тибет. Именно тогда возникло первое централизованное тибетское государство, столицей которого стала Лхаса.
Монастырь Трандрук (Trandruk) в 7-ми км от Цеданга – самый старый буддистский монастырь в Тибете. Его основание относят ко времени правления Сонгзена Гампо. Во время «культурной революции» был сильно поврежден, но в настоящее время восстановлен.

ДЕНЬ 12

Переезд в долину Дрананг, к озеру духов в Дракда. Размещение в гестхаузе.

ДЕНЬ 13

Долина Дрананг, пещерный комплекс Драк Йонгдзонг, в котором основатель тибетского буддизма Падмасамбхава проводил самые сокровенные мистерии с ближайшими учениками; возвращение в Цеданг.

ДЕНЬ 14

Перелет Лхаса – Катманду.

Переезд в Ниалам – начало путешествия к Кайлашу. Гору Кайлаш в Западном Тибете называют «пупом Земли». Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, бонпо и джайнизма, а это – около половины населения планеты) она является центром Земли и вселенной. Этот энергетический центр нашей планеты, несмотря на труднодоступность, тысячелетиями притягивал искателей истины.
Никто из людей никогда не поднимался на заповедную гору – обитель богов. Паломники обходят ее по кругу. Четыре дороги с разных сторон света ведут к самой священной горе на Земле. Древнейший и кратчайший путь к удивительным по красоте и духовной силе местам вновь открыт для пилигримов лишь несколько лет назад.
Покрытая вечными снегами пирамидальная вершина сразу выделяется среди окружающих серых гор. Обход самой священной на Земле горы занимает от трех дней. Для прохождения маршрута не требуется специальной подготовки и альпинистского снаряжения. Нужны лишь хорошая физическая форма и, главное, решимость. Вам встретятся индийские и тибетские пилигримы, прошедшие многие сотни километров пешком, чтобы достичь здесь заветной цели. Некоторые из них обходят священную гору, простираясь во весь рост после каждого шага. На полный круг у них уходят месяцы.

ДЕНЬ 15

Переезд из Ниалама в Сагу (4400 м, 7-8 часов). Размещение в лодже.

ДЕНЬ 16

Переезд из Саги в Парьянг. Размещение в лодже.

ДЕНЬ 17

Переезд из Парьянга к Маносаровару (4500-4560 м, 7-8 часов). Размещение в лодже.
На расстоянии примерно тридцати километров к югу от горы Кайлаш расположено озеро Маносаровар, или, как его называют по-тибетски, Мапам Юм Цо, что значит «озеро Победоносного». Это самое почитаемое среди прочих озер Тибета, источник 4 величайших рек Азии (Ганга, Инда, Брахмапутры и Сутледжа). Отделенное от Маносаровара узким перешейком, совсем рядом расположено другое озеро – Ракшас Таль (4515 м), или, по-тибетски, Лханаг Цо – «озеро Демона». Озера соединены каналом, и когда случается так, что воды Маносаровара стекают в Ракшас Таль, тибетцы радуются, считая это хорошим знаком. Считается, будто баланс воды в этих озерах символизирует баланс энергии во всем мире, поэтому уровень воды в Маносароваре всегда выше.
Согласно индийской мифологии, Маносаровар был создан в уме Брахмы, когда его сыну потребовалось место для омовения после того, как последний вышел из отшельничества, проведенного им на горе Кайлаш. Соответственно, индийские паломники совершают омовения в воде святого озера, а также обходят его по кругу. Тибетцы не очень стремятся купаться в озере, однако, все же совершают вокруг него кору. Нередко можно увидеть обнаженных западных путешественников, бросающихся в воды Маносаровара, чтобы смыть с себя грехи и простудиться от переохлаждения.
Классический поэт Индии Калидаса писал, что воды Маносаровара «чисты, как слеза», и что, выпив этой воды, можно очистить грехи тысяч жизней. Мы бы не советовали вам пить эту воду, хотя все зависит от силы вашей веры. Можно совершить 90-километровую кору вокруг озера за четыре или пять дней. Вероятно, это не будет легким мероприятием, главным образом, из-за топких берегов и многочисленных горных потоков, впадающих в озеро. Начальной точкой обхода должен стать монастырь Чиу, живописно расположенный неподалеку от северо-западного побережья озера. Здесь вы находитесь в промежутке между корой Кайлаша и корой Маносаровара. В близости от Чиу есть горячие источники, а в самом монастыре можно посетить пещеру, где медитировал Падмасамбхава. Из монастыря открывается великолепный вид на бирюзовое озеро, вершины Кайлаша и Гурла Мандаты.

ДЕНЬ 18

Переезд из Маносаровара в Дарчен – начальную точку коры вокруг Кайлаша (4600 м, 2-3 часа). Размещение в лодже.
Кoра (ударение на первый слог) – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.

ДЕНЬ 19

Старт трека, трек в Дирапук (5029 м) – продолжение коры. Около 18 км. Размещение в лодже.

ДЕНЬ 20

Трек в Зотсепук (4800 м) – продолжение коры. Около 18 км. Размещение в лодже.

ДЕНЬ 21

Трек обратно в Дарчен (6 км) – завершение коры, переезд к Маносаровару (4400 м, 2-3 часа). Размещение в лодже.

ДЕНЬ 22

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ в районе Кайлаша.

ДЕНЬ 23

Переезд в Таклакот. Размещение в лодже.

ДЕНЬ 24

Переезд в Хилсу. Размещение в лодже.

ДЕНЬ 25

Перелет на вертолете в Катманду, размещение в DWARIKAS 5* (расположен по пути в аэропорт, рядом с Пашупатинатом и Бодой).

ДЕНЬ 26

Катманду. Экскурсии c гидом, размещение в DWARIKAS 5*.
Первая половина дня заполнится посещением главного индуистского храма Непала Пашупатинат, посвященного Шиве и раскинувшегося по берегам священной реки Багмати. Здесь мы станем свидетелями ритуалов омовения и кремации, которые совершаются на Багмати практически беспрерывно. Багмати – это вода, пепел и цветы: гирлянды, сбрасываемые в реку вместе с прахом и остающиеся лежать на поверхности воды цветным ковром.
Пашупатинат был построен в конце XVII века, но уже задолго до того на его месте находились постройки, важность которых с точки зрения святости только подчеркивает, что это место для храма было выбрано не случайно и имеет предысторию.
Когда Шиве надоело жить на горе Кайлас, он решил перебраться в долину Катманду, где вскоре снискал славу Господина Животных – Пашупати. С тех пор, на протяжении уже 15 веков, место обитания Шивы (на котором теперь стоит Пашупатинат) является объектом паломничества и поклонения индуистов.
Здесь мы увидим саду – последователей Шивы, превративших свою бренную жизнь в сознательное постепенное умерщвление плоти и развитие духа.
Буддийская ступа, которую мы можем сегодня увидеть, находится в тибетском квартале Бода и является религиозным центром для всего тибетского населения Катманду. Это Боднат, крупнейшая ступа в Непале и одна из крупнейших в мире. Как у всякой ступы, ее основание в форме мандалы символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13-ти ступенек (по числу шагов к нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий все бельведер – небо.
Мандала – плоское симметричное изображение трехмерного мира Будды, используемое для медитации.
Нирвана (санскр. «недуновение», «прекращение») – свобода от желаний, привязанностей, страхов, и таким образом – от страданий; окончательное избавление от бесконечного круга перерождений и существований.
Остаток дня советуем провести, разъезжая на велорикшах или просто прогуливаясь по узким, извилистым улочкам старого Катманду и наблюдая обычную жизнь его приветливых обитателей. Сувенирные приобретения, которые вы наверняка сегодня сделаете, не только своеобразно украсят ваш дом, но и будут хранить в себе частичку тепла и лучезарности, мудрости и умиротворения – всего того, что вы почерпнете и оставите в своей душе за короткое время, проведенное с нами в Гималаях.
Вечером рекомендуем вам расслабиться в одном из самобытных ресторанчиков или клубов Катманду за пряной национальной едой, в созерцании колоритных национальных танцев.

ДЕНЬ 27

Вылет из Катманду в сторону дома.

Возможны варианты.
ЦЕНА
зависит от количества участников и прочих условий.

РАСХОДЫ (справочно):

  • внешний перелет;
  • все переезды в Непале и Тибете (индивидуальный транспорт);
  • перелет Лхаса-Катманду;
  • 8 часов вертолета Катманду – Хилса – Катманду;
  • разрешение на полет;          
  • разрешение на трекинг в Симикоте;
  • сбор на разрешение на трекинг;  
  • размещение в гостинице Dwarikas в Катманду;
  • лучшее из возможного размещение в Тибете;
  • полный пансион в Тибете, завтраки в Катманду;
  • разрешение на въезд в Тибет;
  • китайская виза;
  • экскурсионные программы в Катманду и Тибете;
  • услуги русскоговорящего гида по всему маршруту Непал – Тибет – Непал (внутренние переезды и перелет, проживание, расходы, зарплата);
  • все разрешения и входные билеты;
  • медстраховка высокой категории риска;
  • аэропортовые сборы (при вылете из Непала – 25 долларов);
  • виза Непала на влете ($40).