+ 7 499 250 01 49 + 7 903 744 67 62 info@gimalai-tour.ru

Программа «Духовная Индия»

День 1. Прибытие в Дели – переезд в Варанаси на поезде
По прибытии в международный аэропорт Дели встреча с нашим представителем и трансфер на железнодорожный вокзал для переезда в Варанаси. Ночь в поезде.

Название поезда Отправл. из Дели Прибытие в Варанаси Класс
Kashai V Express 11 : 40 04 : 50 II, с кондиционером

День 2. Прибытие в Варанаси
По прибытии на ж/д вокзал Варанаси встреча с нашим представителем и трансфер в отель. После размещения и короткого отдыха экскурсия в Сарнатх, 10 км к востоку от Варанаси. Сарнатх – один из главных буддийских центров Индии. После Просветления Будда прибыл в Сарнатх и дал свою первую проповедь. Возвращение в Варанаси (первая ночь в отеле Варанаси).
Сарнатх - одно из четырёх священных мест, связанных с Буддой Шакьямуни. Другие три - Лумбини (рождение), Бодхгайя (просветление) и Кушинагар (паринирвана). Это место знаменито тем, что здесь в Оленьем парке Будда выступил со своей первой проповедью, в которой сформулировал Четыре Благородные Истины.

Происхождение названия
В прежние времена Сарнатх был известен как Мригадава, "Олений парк", а также Исипатана, что означает место, куда упал святой человек (пали: иси, санскрит: риши). Это последнее название связано со старинной легендой, согласно которой сразу после рождения будущего Будды на землю спустились дэвы (боги) объявить об этом событии пятистам святым (риши). Все святые поднялись в небо и исчезли, а их останки (реликвии) упали на землю.
Сарнатх, сокращённое от Саранганатх (Saranganath), означает "Повелитель Оленей" и связано с одной старой притчей, в которой бодхисаттва-олень жертвует свой жизнью ради самки, на которую охотился царь. В результате царь был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день.

Будда в Сарнатхе (Исипатане)
После своего просветления, спустя 5 недель, Будда покинул Бодхгайю и отправился в Сарнатх. Ещё до этого, когда он прекратил свою аскетическую практику, его друзья-соратники по аскезе покинули его и ушли в Сарнатх. Достигнув же просветления, Будда отправился туда дать им учение, т.к. силой своего ясновидения узрел, что они смогут быстро постичь Дхарму. По пути в Сарнатх ему нужно было пересечь реку Ганг, но поскольку у него не было денег заплатить паромщику, он пересёк её по воздуху. Когда царь Бимбасара услышал об этом чуде, он отменил пошлину на аскетическую практику. Будда, найдя своих прежних товарищей, дал им учение, они его постигли и в результате тоже просветлели. Но вначале, когда они увидели Будду, они восприняли его обычным человеком; насмехались над его здоровым видом. "Вот идёт нищий Гаутама, который отвернулся от пути аскезы. Он не достоин нашего уважения," - говорили они. Когда они напомнили ему об его прежних обетах, Будда ответил: "Аскеза только смущает ум. В состоянии физического истощения и умственной тупости, к которому она ведёт, невозможно понять обычные жизненные вещи. Но я отринул крайности и аскезы, и излишеств. Я обнаружил Срединный Путь.". Он объяснил Четыре Благородныхе Истины и предписал Восьмеричный Путь. Послушав Будду, его товарищи стали его первыми учениками. В то время была основана Сангха, сообщество просветлённых. Учение, которое дал им Будда, называлось Дхаммачаккапаватана Сутра, оно было преподано на полнолуние Асалха. Впоследствии Будда провёл свой первый сезон дождей в Сарнатхе в Мулагандхакути. Сангха разрослась до 60 человек, и Будда разослал их по всему свету, чтобы они, одинокие странники, учили Дхарме. Все 60 монахов были архатами.

Сарнатх после Будды
Согласно тексту Махавамса ("Великая Хроника" королей Шри-Ланки, пали) в II веке до н.э. в Сарнатхе было большое сообщество монахов. На церемонии основания Ступы Маха Тупа (в городе Анурадхапура в Шри-Ланке), проводимой Старшим Дхаммасена, присутствовало 12 тысяч монахов, прибывших из Сарнатха. Китайский путешественник Хёуень Цанг отмечал, что в Сарнатхе около 1500 тысяч монахов изучали Хинаяну, там был храм высотой около 100 метров, крышу которого увенчивал золотой манго. В центре храма статуя Будды, поворачивающего Колесо Дхармы, в полный рост. К юго-востоку находились остатки каменной Ступы, построенной царём Ашокой. Как свидетельствуют источники, он вознамерился посетить все основные места, связанные с Буддой Шакьямуни, и построить там ступы в честь Будды. Таким образом, он посетил Лумбини, Бодхгайю, Сарнатх и Кушинагар.
Перед ступой был каменный столб, обозначающий место, где Будда дал своё первое учение. Рядом находилась другая ступа, на месте которой пять его учеников проводили медитацию до прибытия Будды, и другая, где 500 пратьекабудд ушли в Нирвану. Рядом находилось другое сооружение, где будущий Будда Майтрейя получил свидетельство того, что станет Буддой.
Буддизм процветал в Сарнатхе частично оттого, что цари и зажиточные купцы проживали в Варанаси. К III веку Сарнатх стал важным центром искусств, которые достигли кульминации своего развития в период Гупта (IV-VI века). В VII веке китайский путешественник Хуань Занг свидетельствовал о 30 монастырях и 3000 монахах, проживающих в Сарнатхе.
Сарнатх стал крупным центром школы Самматья, одной из ранних буддийских школ. Однако присутствие образов Херуки и Тары свидетельствуют также и о Буддизме Ваджраяны, который практиковался там (в более позднее время). Образы индуистких божеств (Шивы, Брахмы) были также найдены там. Джайнисткий храм (в Чанндрапури) расположен недалеко от Ступы Дхамекх. В конце XII века Сарнатх был разрушен мусульманами, но много было раскопано британскими археологами в XIX-XX веках.

В настоящее время Сарнатх - небольшой городок, расположенный в 13 км к северо-востоку от Варанаси в индийском штате Уттар Прадеш.
Большинство древних сооружений были варварски разрушены мусульманами-турками, но некоторые достопримечательности можно видеть и по сей день:

  • Ступа Дхамек — древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т.к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в. Его высота 40 м, диаметр 28 метров.
  • Дхармараджика – одна из немногих оставшихся ступ, построенных до Ашоки. Впрочем, от неё сохранилось только основание. Остальная часть Ступы Дхармараджика была вывезена в Варанаси как строительный материал в XVIII веке. В то время там были найдены реликвии, которые были брошены в реку Ганг.
  • Чаукханди — это большая разрушенная Ступа, датируемая V в. и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей. На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI в. в память о посещении этого места императором Хумаюном.
  • Руины Мулагандхакути Вихары знаменуют место, где Будда провёл свой первый сезон дождей.
  • Мулагандхакути Вихара – монастырь, построенный в 1931 г. Обществом Махабодхи, с красивыми настенными росписями, в котором находятся реликвии Будды. Позади этого здания расположен известный Олений Парк (где до сих пор водятся олени).
  • Основание Колонны Ашоки (стамбха), возведённой царём Ашокой, с высеченным на ней кодексом буддийского государства. Колонна известна как Дхарма Чакра (Колесо Закона). Первоначально она была около 10 метров высотой и венчалась капителью со львами, хранящейся в настоящее время в Археологическом музее Сарнатха и ставшей впоследствии национальной эмблемой Индии и национальным символом на флаге Индии.
  • Дерево Бодхи, растущее возле храма, было пересажено в 1893 г. от дерева Бодхи из Анурадхапура со Шри Ланки, которое также было выращено от изначального дерева в Бодхгае, под которым Будда достиг просветления.

День 3. Варанаси
Утром лодочная прогулка по Св. Гангу, чтобы увидеть восход солнца, затем – тур по храмам и Аарти. Вторая ночь в отеле Варанаси.
Главным священным городом Индии с незапамятных времен является Варанаси. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши - "город света". Варанаси - самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии. 
Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то, заметил: "Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд - а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые".
Говорят, что этот город настолько наполнен духовной силой, что даже камни, валяющиеся там под ногами, считаются святыми. Шанкарачарья, великий философ-святой VIII века, писал: "В Каши сияет Свет.
Этот Свет освещает все.
Тот, кто знает этот Свет,
Истинно пришел в Каши".
И слова Шанкарачарьи истинны и по сей день.
В "Каши Пуране" написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит - уже быть на пути к просветлению.
Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.
У Варанаси странная география - он стоит на трех холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги - на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается "тем миром", куда Шива переправляет души умерших.
В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят, "Кашьям маранам мукти" = "Смерть в Варанаси – это освобождение". А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного - и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону - на север, в сторону Кайлаша.
А еще Варанаси - город ашрамов, святых и ученых. Было время, когда он носил название Анандавана - "лес блаженства"; когда-то на месте, где сейчас находится шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности). Когда же на месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр наук и искусств.
Все основные философы и религиозные реформаторы Индии - от пророка джайнизма Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи - приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Недаром именно в пригороде Варанаси - Сарнатхе - Будда произнес свою первую проповедь.
Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир. А еще Варанаси - это то самое место, где зародилась Аюрведа; Патанджали, основоположник Аюрведы, индийской грамматики и автор первого трактата по йоге, был напрямую связан с этим городом. Прошло время, и в самом Варанаси давно нет ашрамов; но вокруг него их до сих пор полным-полно. Древняя история продолжается.

ЛЕГЕНДЫ
Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле. А дело было так: когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом - дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами - и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он никогда не покинет.
Еще легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся 5 миллионов лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми.
Однако, несмотря на всю святость, только редкостно неблагоразумный турист решится в них окунуться, ибо вода здесь мутна, течет медленно и в ней много чего плавает. Рекомендовать омовение в Ганге именно здесь я, при всем моем почтительном отношении к святыням индуизма, все-таки не возьмусь. Впрочем, это мое личное мнение; некоторые местные жители даже чистят здесь зубы.
При этом, как ни странно, именно в Варанаси можно увидеть пресноводных дельфинов.

ХРАМЫ ВАРАНАСИ
Невозможно сосчитать количество храмов в Варанаси; по некоторым подсчетам, их там не меньше двух тысяч.
В некоторых нет отбою от паломников, некоторые известны только местным жителям, а о некоторых вспоминают только раз в году. С древних времен обслуживание этих храмов - основное занятие жителей Варанаси. Даже главная индустрия города - известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще во времена Будды - появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и изображением божеств нужна была одежда.
И в Варанаси присутствуют храмы всех без исключения божеств индийского пантеона: от Вишну, Сурьи, Ганеши и многих аспектов Матери-Дэви до планет, полубогов-бхайравов, йогинов и поэтов - все аспекты индуизма празднуются здесь.
Но в этом священном городе нет ни одного храма, который был бы построен ранее XVIII века. Дело в том, что, будучи главной святыней индуизма, Варанаси, начиная с XII века, постоянно подвергался уничтожению и разорению. Эту печальную историю можно проследить на примере главного храма Варанаси - Каши Вишванатха.
Каши Вишванатх, "Золотой храм", самый священный храм Варанаси; здесь находится один из 12 джотьирлингамов - Ади Вишвешвара.
Легенды гласят, что храмы под разными названиями - Ади Вишвешвар, Авимуктешвар, Омкарешвар - находились на этом месте уже много тысяч лет, поскольку именно здесь появился первый джотьирлингам. В Пуранах - древних священных книгах, написанных между V веком до н.э и V веком н.э. упоминается, что на этом месте находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли армией султана Радзьи.
Во время правления великого Акбара Каши возродился, и вместе с Каши возродился и храм. Но вскоре он был вновь уничтожен правнуком Акбара разрушителем Аурангзебом, и на этом месте была выстроена мечеть. Нынешний храм был построен в 1785 году; только на позолоту куполов было использовано 800 кг золота. В храме был восстановлен первоначальный лингам, во время разорения спрятанный в колодце Гьян Вапи.
Сам этот храм расположен в лабиринте маленьких узких улиц, в месте, называющемся Вишванатх Гали, и его даже не увидеть - он со всех сторон окружен домами. К тому же, не индуисту попасть туда сложно. Чтобы посмотреть хотя бы на его золотую крышу, туристы поднимаются на третий этаж магазина в соседнем здании. Но, как говорится, "где есть воля, там есть и путь".
Святыня храма - лингам Ади Вишеашвара - находится в обрамленном серебром углублении в полу; он всегда украшен цветами, а вокруг него вьется серебряная кобра, капюшон которой защищает его сверху.
Кедарешвар расположен на берегу Ганги; его полосатые красно-белые стены выделяются из всех других береговых построек. Кедарешвар - один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши. Здесь поклоняются Шиве как повелителю Кедарнатху. "Кедара" значит "поле", и говорят, что небесный "кедар" - это там, "где растет урожай освобождения". Шива - повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх.
Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из храмов Шивы и место нахождения еще одного джотьирлингама, и считается, что посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ Кедарнатха и Бадринатха.
После Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.
В число других важнейших храмов Варанаси входит Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple). Из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам Богини, этот главный, потому что именно в своем благожелательном аспекте Аннапурны Бхавани Великая Мать властвует в Варанаси.
Другим популярным храмом Варанаси является Храм Дурги (Durga Temple) .
В отличие от храма Аннапурны, здесь поклоняются Богине-Матери в ее гневном аспекте воительницы. Этот красностенный храм находится около бассейна, называющегося Дурга Кунд. В народе этот храм часто называют Monkey Temple (Обезьяний Храм) - из-за большого количества обезьян, собирающихся вокруг него.
Шаничар - храм, посвященный Сатурну; здесь черному каменному образу Бога поклоняются, чтобы отвести от себя зло.
Шукрешвар - храм, посвященный Венере; сюда женщины приходят молить о рождении сына.

ГХАТЫ ВАРАНАСИ
Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. А набережная эта, в свою очередь, состоит из гхатов - "священных мест омовения".
В принципе, гхат - это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В Варанаси 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов - это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как посещение храма. А поутру, когда из-за восточного горизонта встает солнце, сотни людей стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру - наиболее священную мантру индуистов.
Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку. Один из важных ритуалов в Варанаси - это Панчтиртхи Ятра: путешествие по пяти наиболее святым гхатам - Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой.
Каждый вечер на Дасасвамедха Гхате проводится Ганга Аарти - церемония подношения зажженных ламп святой Ганге. Зрелище ни с чем не сравнимое; его очень удобно наблюдать с лодки.
Варанаси известен также как "Махашмашана" - "Великое Место Кремации".
Для правоверного индуиста величайшее счастье - умереть в Варанаси и быть там сожженным - это гарантирует освобождение от цикла рождений и смертей. Многие паломники приезжают сюда в надежде здесь умереть. Но даже если умереть здесь не удалось, быть здесь кремированным уже считается за счастье. Поэтому два из гхатов Варанаси - Махакарника и Харишчандра - целиком отданы кремации и считаются наиболее священными. Погребальные костры горят здесь и день, и ночь.
Во избежание ненужных инцидентов я должен отметить, что посторонним пялиться на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов - особенно с фотоаппаратами - здесь смотрят довольно косо. И вообще, лучший вид на Варанаси - из лодочки, плавающей по Ганге.
Как добраться в Варанаси
В отличие от большинства священных мест Индии, в Варанаси есть свой аэропорт, самолеты в который отправляются из многих городов Индии.

День 4. Варанаси – Айодхья, 217 км
Утром лодочный круиз по Гангу для наблюдения за жизнью паломников у гхатов. После завтрака выезд в Айодхью. По прибытии регистрация в отеле. Ночь в Айодхье.

День 5. Айодхья – Лакноу, 135 км – Агра на поезде
После завтрака тур по храмам Айодхьи с посещением храмов Бабри Масжид и Рам Джанмабхуми, Канак Бхаван, Нагешварнатх, Трета ке Тхакур, Лакшмана Гхат, Мани Парбат и Ханумангарх. Вечером выезд в Лакноу. По прибытии трансфер на ж/д станцию и отправление на поезде в Агру. Ночь в поезде.

Название поезда Отправл. из Лакноу Приыбтие в Агру Класс
PNBE MTJ Express 23 : 55 05 : 45 II, с кондиционером

Айодхъя (хинди अयोध्या) означает «тот, что не может быть покорён войной», — древний город в Индии, насчитывающий сегодня 80 тысяч жителей. Являлся некогда столицей Ауда и находится в провинции Файзабад в штате Уттар-Прадеш. Расположен на реке Гхагхре, считается одним из семи святых мест индуизма.
Конфликт в Айодхье
В 1984 году представители Хиндутвы начали требовать сноса мечети Бабри, построенной в XVI веке императором династии Великих Моголов Бабуром на территории разрушенного мусульманами (как утверждали в Хиндутве) храма Рамы. Согласно индуистской легенде, на этом месте 900 тысяч лет назад был рождён бог Рама. Лал Кришна Адвани, ведущий представитель партии Бхаратия Джаната Парти, вновь поднял эту тему и потребовал сноса мечети на основании того, что сама мечеть была построена на руинах разрушенного Бабуром важного индуистского храма Рам-Джанмабхуми. Десятки тысяч разгневанных индуистов организовали «Марш в Айодхью» и разрушили мечеть 6 декабря 1992 года. Это, в свою очередь, вызвало по всей стране большие беспорядки и религиозные волнения между мусульманами и индуистами, в которых погибло более чем 2000 человек, преимущественно мусульман.
Руины разрушенной мечети Бабри сегодня обнесены забором высотой 4 м и охраняются армией. 5 июля 2005 года пятеро вооружённых мусульман проникли в предварительно построенный индуистский храм на охраняемой территории, но были убиты охранниками. Сегодня на месте мечети возводится новый храм Рам-Джанмабхуми в честь бога Рамы.

АЙОДХЬЯ: МЕСТО РОЖДЕНИЯ РАМЫ
Священный город Айодхья находится в штате Уттар Прадеш, на правом берегу реки Сарайю, в 555 км на восток от Дели. Само слово "айодхья" на санскрите значит "то, против чего нельзя воевать". Считается, что город был основан первым из людей - Ману, которому это место подарил сам Вишну. Так это или нет - сложно проверить, но древность этого города и действительно не поддается определению.
Когда-то он считался одним из крупнейших и великолепнейших городов Индии и занимал площадь в 250 квадратных километров. Еще в "Брахманда Пуране" сказано, что Айодхья - один из шести святейших городов индуизма. А "Атхарва-веда" описывает Айодхью как "город, построенный богами и процветающий, как рай". Здесь родились пять из 24 джайнских святых - тиртханкаров, включая самого первого, Шри Ришабха Дэва, основателя джайнизма. Да и сам Будда Шакьямуни тоже провел здесь немало времени.
Но в сознании каждого индуса Айодхья в первую очередь связана с жизнью божественного царя Рамы, седьмого аватара Вишну. Здесь он родился, здесь прошла его юность, отсюда он отправился на победоносную войну с демоном Раваной, сюда вернулся после победы и здесь окончил свои дни.

ХРАМЫ АЙОДХЬИ
Рамданмабхуни (Рамкот) - это место рождения Рамы, а теперь, к сожалению, еще и место практически неразрешимого религиозного конфликта. В древности здесь находился храм, посвященный Раме. В Средние века он был разрушен, и на его месте султаном Бабуром была воздвигнута мечеть Бабри. В 1992 году толпа воинствующих индуистов уничтожила эту мечеть; многие коренные жители считают, что виной этому - политические игры, не имеющие никакого отношения к религии. Теперь статус этого места никак не может решиться; там воздвигнуто временное индуистское святилище, но вход в него сопряжен с большими трудностями.Со времени этого конфликта Айодхья - не самое безопасное место для посещения.
В число остальных храмов Айодхьи входят:
Хануман Гархи - самый популярный храм города, один из главных храмов Ханумана в северной Индии.
Нагешварнатх - единственный храм города, посвященный Шиве. По легенде, он был воздвигнут сыном Рамы, принцем Кхушем.
Дашратх Бхаван - тихий маленький храм, посвященный Раму, Сите и Лакшману.
Канак Бхаван - впечатляющий храм-дворец, построенный в 1891 году.
ГХАТЫ АЙОДХЬИ
Раз в Айодхье есть река, значит - помимо храмов - конечно же, есть еще и гхаты. Основным их них считается великолепный Гупта гхат. Именно здесь, по легенде, Рама расстался с жизнью.
Как добраться в Айодхью
Ближайший к Айодхье аэропорт находится в городе Лакноу.
До него - 130 км, из аэропорта до города можно добраться на поезде за 3 часа. Немногим дальше - Варанаси (200 км), оттуда поезд идет 4 часа. Но рассказывают, что поезда в Индии не всегда ходят по расписанию.

День 6. Прибытие в Агру – Матхура, 54 км
По прибытии на ж/д вокзал Агры встреча с нашим представителем и выезд в Матхуру. По прибытии в Матхуру регистрация в отеле. После размещения и короткого отдыха тур по храмам Матхуры и Бриндавана на весь день. Ночь в отеле Матхуры.
МАТХУРА и БРИНДАВАН: РОЖДЕНИЕ И ЮНОСТЬ КРИШНЫ
Сегодняшний посетитель Матхуры и Бриндавана может всерьез изумиться - да чего же святого в этом грязном городке? Но когда-то поэт Калидаса писал, что это место "более прекрасно, чем сад богов". В городе Матхуре родился любимый индусами Кришна (восьмое воплощение Вишну); а в соседнем Бриндаване, на берегах священной реки Ямуны, прошли его детство и юность. А дело было так. Давным-давно Матхура была столицей царя Камсы. Правителем Камса был тяжелым, жестоким и достал своей тиранией не только людей, но и богов. Настолько, что однажды к хранителю Вселенной - Вишну пришла сама богиня Земли и попросила сделать что-нибудь, чтобы избавить мир от этого чудовища. Вишну понял, что пришло время вновь воплотиться на Земле, и родился поближе к центру драмы - в семье самого Камсы. Мальчика назвали Кришной.

ИСТОРИЯ МАТХУРЫ
Как и в случае с Каши, история Матхуры уходит в глубокую древность. О Матхуре упоминали Птолемей и китайский путешественник Фа-Хсиен. За пятьсот лет до нашей эры Будда посещал этот город и основал там монастырь, а в первом веке, когда Матхура была столицей династии Кушан, в городе уже было двадцать буддийских монастырей, в которых проживало более трех тысяч монахов. В Матхуре родилось двое из 24 джайнских святых - тиртханкаров. Именно здесь в самом начале нашей эры впервые появились каменные изваяния богов, а с III века Матхура стала признанным во всей Индии центром резьбы по камню. Но, конечно, главным моментом в истории Матхуры было рождение там Кришны - восьмого аватара Вишну. В XI веке настали мрачные веремена. "Меч ислама" султан Махмуд из Газни вторгся в Индию с целью уничтожить храмы и разграбить их сокровища. И с XI по XVIII век история этого региона была цепью грабежей и надругательства над святынями. Лишь во время правления великого Акбара и его сына Джахангира наступил короткий период мира.
В начале XVI века вайшнавский святой Чайтанья совершил паломничество, отыскивая места, связанные с Кришной, и оставил в Бриндаване 6 мудрецов - госвами, обнаруживших здесь древние образы и возродивших поклонение Кришне. Император Акбар дал позволение строить здесь храмы из красного песчаника (что было ранее неслыханно: из этого камня строили только царские дворцы). На сколько-то лет здесь воцарился мир. Но внук Джахангира, Аурангзеб, уничтожил почти все эти храмы; для безопасности святыни из них были перенесены в соседние царства, такие как Джайпур.
Также во время правления Акбара в Бриндаване жил святой Свами Харидас, легендарный учитель великого певца Тансена. Именно с его именем связана прекрасная и поучительная история. Однажды император Акбар сказал своему любимому певцу: "Твое пение так прекрасно, что я не представляю, что кто-то в мире может петь лучше тебя". "Мой учитель поет много лучше меня", - скромно ответил Тансен. "В таком случае, я хочу его услышать", - сказал император. "Это сложно, - сказал Тансен, - хоть Вы и император, он никогда не приедет во дворец". "В таком случае, мы отправимся к нему", - сказал неутомимый император. "Даже это сложно, - сказал Тансен, - как только он увидит Ваше императорское величество, он немедленно исчезнет, и никто более не сможет его отыскать". Однако император настаивал, и, чтобы удовлетворить его любопытство, пришлось прибегнуть к маскараду: император презрел свою гордость и переоделся слугой Тансена. В таком виде они добрались до ашрама Свами Харидаса. Учителя, естественно, не обманул маскарад, но - из любви к своему ученику - он не стал ничего говорить. По прошествии приличествующего времени Тансен попросил своего учителя спеть - и когда тот запел, пространство и время перестали существовать для слушателей, осталась только божественная музыка. Когда Тансен и император пришли в себя, были сумерки, и вокруг никого не было; как и предсказывал Тансен, учитель бесследно исчез. Делать было нечего; они отправились домой. А когда они вернулись во дворец, император попросил Тансена спеть ему ту же самую рагу. Когда же Тансен закончил петь, император сказал: "Странно: рага та же самая, но в твоем исполнении она звучит совсем не так". "Это естественно, Ваше Величество, - сказал Тансен, - все дело в том, что я пою ее Вам, а мой учитель пел Богу". Но вернемся в Бриндаван к Кришне.

ХРАМЫ МАТХУРЫ
Храм Кешав Дэв - Кришна Джанмастхан (Матхура)
Первый храм на этом месте - месте рождения Кришны - был построен еще правнуком Кришны Ваджранабхой. Во время расцвета буддизма на месте этого храма появилась буддийская вихара. Следующий храм здесь выстроил Чандрагупта в V веке, это был самый величественный храм региона; уничтожил его Махмудом Газни в XI веке. В XIII веке здесь появился новый храм, уничтоженный в XVI веке Сикандаром Лоди. Еще один храм, выстроенный во время правления Джахангира, был полностью разобран Аурангзебом, и на его месте была выстроена мечеть. Теперешнее величественное здание храма было возведено в середине XX века.
Рядом с храмом находится маленькое помещение, похожее на тюремную камеру, где, по легенде, и родился Кришна; именно здесь когда-то находилась крепость царя Камсы.
Храм Говинд Дэвджи (Бриндаван)
Это самый древний из сохранившихся храмов Бриндавана: он был выстроен в 1590 году Раджой Ман Сингхом по просьбе его учителя, Рупа Госвами. Это был великолепный храм из красного песчаника; на его семиэтажной башне горели яркие лампы. Когда армия Аурангзеба вошла в Бриндаван, это зрелище так разгневало Аурангзеба, что он приказал стереть храм с лица земли. Однако когда солдаты начали исполнять приказ императора, началось землетрясение, и солдаты бежали, не докончив разрушения. Здание храма отчасти сохранилось; но поскольку святость храма все-таки была нарушена, поклонение богу продолжается в другом храме, выстроенном за Говинд Дэвджи.
Другие храмы Бриндавана, популярные среди паломников:
Радха Дамодара - маленький храм, в котором находится Говерднан Шила, камень с отпечатком ступни Кришны. Этот камень находится внутри алтаря, и, если хочется посмотреть на святыню, всегда можно договориться с дежурным брамином.
Если же по специальной тропке обойти этот храм три раза по часовой стрелке, благословение Кришны практически гарантировано.
Еще на территории храма есть маленькая комната, где в течение многих лет жил и работал Свами Прабхупада, основатель Общества Сознания Кришны; там, как правило, все время поются баджаны и сидит очень правдоподобная статуя Свами.
Ранганатхджи
Кришна Баларама (сияющий храм из белого мрамора, выстроенный Обществом Сознания Кришны).

День 7. Матхура – Дели, 147 км
Утром, после тура по храмам Матхуры, выезд в Дели. По прибытии регистрация в отеле. Ночь в Дели.

День 8. Дели – Джамму, перелет в Катру, 50 км
Утром трансфер в аэропорт для вылета в Катру. По приыбиии встреча с нашим предстаиетлем и выезд в Катру. По прибытии в Катру размещение в отеле. Ночь в Катре.

День 9. Катра – Вайшно Деви – Катра
Утром начало 13-км трека по холмам между Катрой и Бхаваном. По пути – множество древних храмов и панорамных точек для отдыха и наслаждения красотами природы.
Первая остановка – Бангагнга, в 1 км от Катры, где можно принять св.ванну в Банганге и получить ланжер/паршад (бесплатную еду), распространяемую знаменитой T-series Industries.
Вторая остановка – Чаранпадхука, в 2,5 км от Банганги. Верят, что Шри Мата Вайшно Деви Джи отдыхала здесь по пути к холмам Трикута. На месте, где сохранились отпечатки ступней богини, построен храм Чаранпадхука.
Третья остановка – Адкувари, в 3 км от Чаранпадхуки. Здесь можно остановиться на ночлег, так как половина пути уже пройдена, и получить Даршан (благословение) храма Адкувари и Гербджун (древней пещеры 20 ступней). Существует поверье, что Шри Мата Вайшно Деви Джи пряталась здесь, в этой пещере, от Байрон Натха 9 месяцев.
После крутого 4-км подъема от Адкувари – четвёртая и последняя остановка – Санджичат – самая высокая точка трека, откуда открывается захватывающий вид на Катру, Удхампур, Риси и Джамму. От Санджичата – около 2,5 км трек вниз к Бхаван – святилищу Шри Мата Вайшно Деви. От Бхавана – в полукилометре по тропе Бхаван-Санджичат – 2-км закольцовка к храму Байрон Натх. Трек обратно в Катру. По прибытии регистрация в отеле. Ночь в Катре.

День 10. Катра – Джамму – Дели – Ченнай
Утром трансфер в аэропорт для перелёта в Дели. По прибытии посадка на рейс в Ченнай. В аэропорту Ченная встреча с нашим представителем и трансфер в отель. Ночь в Ченнае.

День 11 . Ченнай – Шрикалахасти, 140 км – Тирупати, 30 км
Ранним утром выезд в Шрикалахасти (штат Андхра Прадеш). Около 36 км восточнее Тирупати, на берегах реки Сварнамукхи расположен город Шрикалахасти. Он является одним из наиболее важных и древних мест в южной Индии, связанных с Шивой. Шрикалахасти называют «Кайлаш Юга», а речку, на которой он стоит, - «Ганг Юга». Город также знаменит своим древним искусством "каламкари" — живопись на хлопке или шелке, грунтованном мирабаламом (смолой, смешанной с корвьим молоком). Фигуры рисуют острыми бамбуковыми палочками, а краска делается из коровьего навоза и молотых семян растений и цветов.
Места паломничества: храмы Шрикалахастишвара, Маникарника, Сурьянараяна, Каннаппа.
Наиболее важным местом паломничества в Шрикалахасти является храм Шрикалахастишвара. Он получил своё название от легенды о трёх животных, которые поклонялись здесь Шиве: шри (пауке), кала (змее) и хасти (слоне). Божество храма — это Шива в образе Калахастишвары. Шивалингам, находящийся в храме, олицетворяет стихию воздуха. Другие четыре Лингама, олицетворяющие огонь, воду, землю и пространство, находятся, соответственно, в Тируваннамалаи (храм Аннамалайяр), в Тиручирапалли (храм Тируванайкавал), в Канчипурам (храм Экамбарешварар) и в Чидамбарам (храм Чидамбарам). Лампада внутри святилища постоянно мерцает, несмотря на отсутствие движения воздуха и окон в храме. Даже когда служитель покидает святилище, можно видеть мерцание огня. Этот храм является наиболее впечатляющим храмом Шивы в Индии. Над главным входом возвышается огромная древняя гопура (высокая пирамидальная башня над входом в южно-индийский храм) высотой 36 м. Шрикалахастишвара был построен царями из династии Паллава. Как и другие большие храмы, он строился несколько веков. Строительство было закончено в XII в.
Шрикалахастишвара
Шрикалаха́сти (англ. Srikalahasti, телугу శ్రీకాళహస్తి,, там. திருக்காளத்தி) или Калаха́сти — город и муниципальное образование в округе Тирупати в штате Андхра-Прадеш, Индия. Город расположен на берегах реки Сварнамукхи, притоке реки Пеннар. В Шриклахасти находится известный храм Шивы, который уже много веков является одним из важнейших мест паломничества шиваитов. Храм, который называют Дакшина-кайласам, был построен в период правления раджи Виджаянагарской империи Кришнадевараи. Он расположен между берегом реки и подножием холмов. Три храмовых гопурама отличаются изысканной архитектурой. Другой важной архитектурной особенностью храма является огромный мандапам с сотней разукрашенных резьбой колонн. Название города происходит от имён трёх животных на санскрите: шри (паук), кала (змея) и хасти (слон). Согласно легенде, эти они поклонялись здесь Шиве и получили освобождение. В храме находится скульптура с изображением этих трёх животных. Ранние упоминания о Калахасти содержатся в Пуранах. В частности, это место упоминается в «Сканда-пуране», «Шива-пуране» и «Линга-пуране». В «Сканда-пуране» описывается, что Шрикалахасти посетил Арджуна. Здесь он поклонялся Шиве и на вершине холма встретился с мудрецом Бхарадваджей. Такие тамильские поэты-святые Наянары, как Аппар, Сундарар и Самбантхар, прославили божество Шивы из Шрикалахасти в своих гимнах Теварам. В пуранических текстах также утверждается, что творец Вселенной Брахма поклонялся Шиве в этом месте и принимал омовение в реке Сварнамукхи ради очищения от грехов. Это место в ходе своего паломничества по Индии также посетил Шанкара.
Позже выезд в Тирупати. По прибытии посещение храма Тирупати Баладжи. Ночь в отеле Тирупати.
Тирупа́ти (англ. Tirupati, телугу తిరుపతి) — город в округе Читтур в индийском штате Андхра-Прадеш. Расположен у подножия Восточных Гхатов на расстоянии 550 км к югу от столицы штата Андхра-Прадеш Хайдарабада и в 100 км к северу от Ченная.
Тирупати является одним из крупнейших мест паломничества в индуизме. В 10 км к северо-западу от Тирупати, на вершине холмов Тирумала на высоте 853 метра над уровнем моря, расположен Храм Тирумалы Венкатешвары, посвящённый одной из форм Вишну — Венкатешваре. Этот самый богатый индуистский храм в мире называют «индуистским Ватиканом». Ежегодно его посещают миллионы паломников. В самом Тирупати также существует множество популярных храмов. Тирупати также является крупным экономическим и образовательным центром Андхра-Прадеш.
Название города в переводе с тамильского языка означает «супруг богини Лакшми». Первое упоминание о Тирупати содержится в эпосах тамильской литературы — «Шилаппадикарам» и «Манимехалей», которые датируются учёными V—IV веками.

День 12. Тируваннамалай, 189 км
После завтрака выезд в Тируваннамалай. По прибытии размещение в отеле. Ночь в Тируванмалае.
Тируваннамалай — город в Южной Индии, в штате Тамил Наду, расположенный в 185 км от Мадраса (Ченнай) и 210 км от Бангалора, штат (Карнатака). Тируваннамалай упоминается в исторических документах уже с VII века. Это обособленная гористая часть страны из красной земли и коричневых скал, бесплодная по большей части, с широкими полосами пространства, почти лишёнными растительности, и с грудами расколотых камней и громадными валунами, разбросанными в беспорядке, редкими пальмами и многочисленными кактусовыми деревьями. Одинокий пик, украшенный красными, коричневыми и серыми валунами, привлекает внимание.
Гора Аруначала
Название состоит из двух слов «Аруна» и «Ачала», что означает — красная священная гора. Индусы верят, что сам Шива материализовал себя в виде горы Аруначалы, и нахождение рядом с ней, и даже просто размышление о ней, приведет к освобождению от страданий и колеса перерождений.
Гора Бога Шивы — Аруначала представляет собой скорее высокий холм 800 м высотой, который виден с расстояния 20 км в округе. Эта гора является центром географической социальной жизни города и даже частью названия города (malai — значит гора или холм). Тируваннамалай является местом паломничества.
Бог Шива всегда ассоциировался с Агни — Огнем. Эта традиция древняя и поэтому один из священных для Индии городов Тируваннамалай — город Огня и Шивы — символизирует один из пяти основных элементов мироздания.
Поэтому каждое полнолуние со всей Индии съезжаются преданные (от 200 000 до 1 000 000) и совершают босиком 15-километровый ритуальный обход (3-5 часов ходьбы) по часовой стрелке (прадакшана) вокруг священного холма, молясь Шиве и неторопливо заходя по дороге в многочисленные храмы и воскуривая ароматные благовония.
Подъём на гору также является духовным ритуалом, и люди идут босиком по камням по уже набитой миллионами ног тропинке, неся с собой питьевую воду и подношения для отшельника Свами Нараяны, уже 30 лет живущего в развевающейся на сильном ветру палатке на вершине горы. Вокруг холма множество храмов, посвящённых Шиве, и священные озера - как естественного происхождения, так и в глубокой древности созданные людьми (танки).
Фестиваль Картигай Дипам
Раз в году (в ноябре — декабре по лунному календарю) здесь проходит большой фестиваль Картигай Дипам (Karthigai Deepam), названный так по названию тамильского месяца Картигай, и торжественно отправляется служба главного празднества. С началом его под торжественные гимны и песнопения внутри храма и на вершине горы храмовые жрецы зажигают священный гигантский огонь, его пламя поддерживается огромным количеством очищенного масла и камфары. Этот огонь горит в течение десяти дней и виден на множество миль вокруг. Кто бы ни увидел его, сразу простирается перед ним ниц, поскольку он является символом того, что священная земля горы находится под защитой великого Божества Шивы. Металлическая бочка высотой почти в человеческий рост все 10 дней непрерывно пополняется новыми порциями топлива, четырёхчасовой подъём на гору под палящим солнцем не останавливает духовный порыв служения преданных.
Храм Аруначешвары — храм Шивы
Другим из паломнических мест является величественный Храм Аруначешвары (Arunacheshvara Temple), расположенный у подножья Священной Красной горы. Его прямоугольный вид с расположенными по углам четырьмя высокими 60-метровыми храмами с необыкновенно богатой скульптурой нельзя не заметить издалека. Храм считается одним из самых высоких в стране, и никто не знает, сколько ему веков. В храме есть следы письменности на стенах, датируемые X веком, но, в основном, многие из скульптур не оригинальные. Так, к примеру, изваяния Семи Матерей X века были заменены на более современные. Согласно священным легендам, бог Шива однажды появился вспышкой пламени на вершине Священной горы. Именно поэтому жрецы храма зажигают ежегодно большой огонь в память этого события, которое случилось, наверное, тысячи лет назад. Вероятно, и храм был построен в ознаменование этого события.
Ритуалы и церемонии в храме проходят от восхода до ночи. Начинаются до рассвета обрядом возвращения Ganga (священной реки Ганг) в Храм. Обряд связан с водой. Священники окропляют водой дорогу к храму. После этого открываются ворота и начинаются обряды «пробуждения богов». Священники входят в «спальные покои» бога Шивы, где находятся примерно 30-сантиметровая скульптура Бога и богини Парвати. Там Божества проводили ночь в маленькой качели (люльке). После этого открываются шторы и, учитывая тот факт, что боги при пробуждении должны первыми увидеть самих себя, зеркала, принадлежавшие прежде брадобрею, устанавливаются напротив спальни. Шива после пробуждения переносится на шелковую подушечку, где он проведет день, и ему подносятся сладости, а Парвати переносится в палантин, который и доставит её обратно в опочивальню к ночи.
В центральном здании храма с 6 утра до 9 вечера проходит всего 6 служб. Служба на рассвете дня сопровождается подношением божеству свежих цветочных гирлянд (причём, вчерашние гирлянды убираются и должны быть выброшены строго в направлении северо-востока), потом лингам омывается водой с добавлением молока, масла или меда и также украшается цветочными гирляндами.
Помощники браминов (священнослужителей) приносят свежую пищу из кухонь храма на закрытых тарелках, крышки которых лишь слегка приподнимаются в направлении Божества, чтобы то, что предлагается Богам, не было видно непосвящённым. После пищи Божеству предлагается его прочие атрибуты: зеркало, веер, флаг, эмблема, балдахин, затем — благовония, лампы и камфора в сопровождении звуков колокола и звукового ряда (chants).
Вся церемония (служба или pooja, puja) проходит под звуки, которые должны разбудить Божество, прославить и уверить его в преданности прихожан. Священник заканчивает церемонию раздачей священного пепла прихожанам и уходит в ту сторону, где располагается Богиня, чтобы провести ритуал в её честь.
Первые три внутренних двора храма постоянно охраняются священнослужителями. Доступ туда имеют только посвящённые. 4-й и 5-й внутренние дворы более доступны — там едят и отдыхают паломники и прочие близкие к храму лица.
Два бассейна на территории Храма, где находятся священные воды, являются центром притяжения всех горожан, омовение в водах храма во время многочисленных храмовых фестивалей приносит освобождение от грехов. Ещё 4 резервуара со священными водами находятся вне территории храма.
В XIX веке около 200 человек были постоянно связаны с храмом (жили и находились на его территории). Теперь, поскольку dasis (танцующие девочки) исчезли из обихода, цифра эта несколько уменьшилась и составляет где-то 150 человек. Священники, разделенные на 4 иерархические группы, по 20 в каждой, привлекают и членов своих семей к помощи, когда проходят наиболее многолюдные фестивали.
С восточной стороны гора начинается сразу за храмом, поэтому жилых строений здесь мало. В непосредственной близости к храму разрешено селиться только gurukka(м) — браминам — служителям храма.
В городе храм Шивы так влиятелен, что нет ни одного храма, посвящённого Вишну. Кроме ещё 2-3 храмов Шивы, есть ещё около сотни храмов, посвящённых богине Парвати, жене Шивы, и Ганапати (Ganpati) — Ганеше, сыну Шивы
Шри Рамана Махарши
Известный по всей Индии великий святой и учитель Адвайты-Веданты Шри Рамана Махарши (1879—1950 гг.) около 50 лет прожил (c1900 до1950) у подножия Аруначалы. Его называли «королем Тишины». Много лет он провёл в полном молчании. Ещё во время его жизни вокруг него из круга его учеников вырос ашрам (коммуна). В Раманашрам (Sri Ramanashramam), который сейчас превратился в крупный ашрам европейского стандарта, непрерывно в течение всего зимнего сезона приезжают преданные и просто прочитавшие о Мастере люди со всех уголков земного шара. Поль Брантон (Poul Branton) был одним из первых европейцев, в 1934 г. встретившихся с Шри Раманой Махарши, который произвёл на него неизгладимое впечатление и стал его Учителем. Его книга «Путешествие в тайную Индию» стала бестселлером и открыла дорогу к Мастеру тысячам ищущих с Запада. Ашрам по предварительной договоренности предоставляет жилье и питание приезжающим. Ашрамный коровник, обезьяны, павлины (включая и белых) и собаки даже сейчас отражают любовь Шри Рамана Махарши к животным. В ашраме каждый день проходят службы с духовными песнопениями. В большом Новом зале, где расположено самадхи Шри Рамана Махарши (его захороненные останки), можно находиться с 6 утра до 9 вечера. Также открыт Старый холл, где давал учение сам Шри Рамана Махарши – здесь вся атмосфера пропитана глубокой тишиной и покоем. Рядом с Новым залом — комната с самадхи его матери, которая последние годы своей жизни провела рядом с сыном, преданно служа ему и всем посетителям. В ашраме есть также большая библиотека, магазин, где можно приобрести духовную литературу о Рамане Махарши, гостиница для приезжих, столовая.
Около Тируваннамалая интересна также для посещения Saathanoor dam (дамба), которая построена через реку Thenpennai.

День 13. Тируванмалай – Чидамбарам, 145 км
Утром тур по храмам Тируванмалая, включая храм Аруначалешвара, посвященный Шиве (один из крупнейших храмов в Индии). Затем выезд в Чидамбарам. По прибытии регистрация в отеле. После короткого отдыха посещение храма Лорда Натараджа, посвященного Шиве в форме Космического танцора. Это один из немногих храмов, где святилища Шивы и Вишну помещаются под одной крышей. Тамил Наду между Вада Венкатам (север Тирупати) и Тен-Кумари  - самое священное место на земле, земной рай. Ночь в отеле Чидамбарама.
Чидамбарам — город в Тамил-Наду, одно из самых сакральных мест Индии, постоянно посещаемый паломниками. Это старинный храмовой город, расположенный в 150 милях от Мадраса. В этом огромном храмовом комплексе ритуалы проводят в редкой даже для Индии традиции — ведической, самой что ни на есть древней. Изначальной. Несущей знание об истине.
Центр Чидамбарама — его знаменитый главный храм, который был возведен еще в незапамятные времена. С ним связаны имена таких популярных в Южной Индии святых, как Маниккавасагар и Тирумулар. «Читамбалам» значит «Город бога космического танца». Первое упоминание о нем датируется VI веком до нашей эры, но, как утверждают мифы, построен он был намного раньше в честь Бога Шивы, танцующего свой космический танец. Танец Шивы имеет особый сакральный символ: в 108 движениях этого танца заключается информация о законах бытия. Храм Чидамбарам посвящен космосу, и Натараджа своим танцем символизирует его единство. Это-то и воплотили древние создатели Чидамбарама.
В Южной Индии всего 5 храмов символизирующих стихии. Каждый посвящен какой-то одной — земле, огню, воздуху, воде. А храмовый комплекс Чидамбарам посвящен 5 — самой тонкой и всеобъемлющей стихии — Акаше, которая пронизывает всю вселенную и в которой, как утверждает древнейшая ведическая традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает посвященному самую суть природы вещей.
Испокон веков ритуалы в этом храме совершает особая каста браминов — дикшитары, которые живут на территории комплекса вот уже много веков и ведут замкнутый образ жизни, служа своему храму неба. Дикшитаров вы найдете только в Чидамбараме. Эти люди никогда не выходят за пределы комплекса, браки заключается внутри своего тесного сообщества. Их внешность и обычаи не имеют ничего общего ни с одним из народов. Их облик сильно отличается от местного дравидийского населения и в то же время имеет мало общего с североиндийским. Многие из дикшитаров отличаются узким лицом, тонким сухим носом, нетолстыми губами и сравнительно светлыми глазами. Они говорят на тамильском языке с легким, чуть заметным акцентом. Можно предположить, что тамильский не был родным языком их предков. Себя дикшитары считают пришельцами и нисколько не сомневаются в этом. А их знания удивляют даже преосвященных гостей с запада. Но больше всего они поражают своими танцами, во время которых имитируют движения Бога Шивы. Гибкость их рук, ног и всего тела поражает воображение. Есть все основание предположить, что племя, тысячелетиями творящее обряды у сакральных святынь, несущих знание о бытии, есть потомки когда-то населявших эту территорию погибших цивилизаций. В XVIII веке Чидамбарам был взят приступом конницей майсурского раджи Хайдара Али. Дикшитары забрали свои сокровища, богов и укрылись в лесу. Но время было трудное и неспокойное. Община разбрелась по разным местам, и в Чидамбарам вернулось только 400 семей. Все те, кто не возвратился, потеряли право быть жрецами и называться дикшитарами. Сейчас в Чидамбараме живет 250 семей дикшитаров. Их дома занимают четыре прихрамовые улицы. Среди дикшитаров буквально единицами насчитываются современно образованные люди. Община до сих пор живет по законам и обычаям ее далеких предков. Древние знания передаются из поколения в поколение, и другим о них мало что известно. Никто еще по-настоящему не исследовал общину дикшитаров, хотя, по-видимому, исследователя ожидает немало поразительных открытий. Храм в Чидамбараме—единственный в Индии, где нет рукописей и старинных документов. Так говорят сами дикшитары. Индийское правительство поручало двум ученым—Сетту Дикшитару и Рама Мурти Шарме—заняться поисками рукописей. Однако поиски результатов еще не принесли. Ученым пока неизвестно, на каком языке могут быть написаны древнейшие манускрипты Чидамбарамского храма.
Вся жизнь общины дикшитаров Натараджи сосредоточена вокруг храма. Храм—их главная собственность и главное занятие в жизни. В Индии давно прошли те времена, когда брахман обязательно должен был быть жрецом. А вот дикшитары эту традицию сохранили, проводя в день по семь молитв, на которые тратится 15 тысяч рупий ежемесячно. Все жрецы подчиняются храмовому совету, который возглавляет секретарь. Секретарь совета является в то же время и главой общины.
Золотые ноги Шивы и его бриллиантовая диадема — не единственное сокровище храма. За долгие годы храм накопил немало ценностей. Его одаривали императоры династии Чолов, ему подносили драгоценности местные раджи. Индийские купцы Ост-Индской компании отсчитывали ему золотые монеты, английские губернаторы щедро оформляли храму владельческие права на земли и целые деревни. Поэтому крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. Триста лет назад раджа Рамнатха подарил храму невиданные зеленые рубины. До сих пор никто так и не смог их оценить. Говорят, что храм владеет ценностями на миллион рупий. Главной достопримечательностью храма является фигура танцующего Шивы, вырезанная из единого куска сиреневого рубина.
Четыре прямые, как стрелы, улицы ведут к храму. Вдоль улиц тянутся лавки, где продают все необходимое для ритуала. Через ворота, увенчанные гопурамом (башнями), можно войти во двор храма, где чистота, простор и тишина настраивают на торжественный лад. Храм раскинулся на площади более 43 акров земли, окруженной четырьмя большими улицами, и строился различными правителями в разные периоды времени. Четыре импозантных гопурама, взмывающие в небо, зовут к себе людей со всех сторон. Они имеют округленную форму и поднимаются на высоту более 40.5 метра. Каждый из них имеет 7 этажей. Входы в них одинаково огромны — каждый высотой 12 метров. Западный и южный гопурамы относятся к периоду Маравармана Куласекхара Пандьи в XIII веке. Восточный гопурам тоже принадлежит к XIII веку. Он был построен королем Виджаянагара Кришнадевараей. На обеих сторонах гопурамов изображены скульптуры во всех 108 мудрах (позициях) индийского храмового танца бхарат натьям. Некоторые из крупных скульптур изумительно красивы. На западном гопураме изображены Шанмукха, сражающийся с Таракой, Дурга в битве, Вишну на своем излюбленном Гаруде и Кальянасундара. На восточном гопураме можно видеть танцующего Шиву, Сомасканду, Гангадхару, Дакшинамуртхи и Гаджанатаку. На южном гопураме запечатлен Камадева в разных позах. На северной стороне храмового комплекса находится огромный водный резервуар Шиваганга. Верующие считают, что его воды имеют целительные свойства. Говорят, что король Паллавов Симхаварман, прибывший сюда в паломничество, искупался в этом резервуаре и был излечен от тяжелой болезни. На стенах коридоров, окружающих резервуар, начертаны гимны, воспевающие космический танец Шивы. На северо-востоке находится зал со ста колоннами, но им уже не пользуются. Можно войти в храм через восточные или западные ворота. С восточной стороны в храм ведет 21 ступенька, и можно пройти прямо в храм до санктума санкторума, где стоит образ Натраджа в позе ананда тхандавам (танце блаженства). Девять золотых каласов (горшков) образуют шпиль крыши, лежащей на 64 деревянных балках. Говорят, что храм выложен 21 600 золотыми плитками, которые удерживают 72 тысячи гвоздей. Все эти цифры носят мистический характер. Девять каласов представляют составные части вселенной: трех актеров — время, пространство и причину; трех гун — саттву, раджас и тамас; и три функции — созидание, сохранение и разрушение. Деревянные балки — это 64 вида искусства, или кала. Количество плиток обозначает количество вдохов, которые делает человек в день, а число гвоздей равно частоте пульса, самой основы жизни. Направо от танцующего Шивы находится ниша, закрытая занавесом. Здесь нет образа, а есть только гирлянда золотых листьев вилва. Здесь Шива представлен как не имеющий формы. Это секрет чита (мудрости) и амбарама (пространства, или атмосферы), которые вместе образуют город космического танца — Чидамбарам.
Уникальной характеристикой этого храма является то, что здесь можно поклоняться как богу Шиве, так и богу Вишну в одном месте. Бог Вишну представлен здесь как Говиндараджа Перумал, лежащий на ложе из змей, вероятно, наслаждаясь космическим танцем. Танцевальный зал, или Нритьясабха, построен в виде колесницы, запряженной лошадьми. Это образец изумительной резной работы. Здесь бог Шива находится в позе оортхава тхандава, с поднятой высоко вверх ногой.
Помимо главного храма, имеется много и других малых храмов. Здесь отмечаются различные религиозные праздники. Богу Шиве посвящены два важных праздника: один отмечается в июне, а другой — в декабре. Каждый из них длится 10 дней, и на девятый день богов вывозят в город на колеснице. Эта деревянная колесница декорирована богатой резьбой, и тысячи людей тянут её к месту назначения со всей силой своей веры. На десятый день проходит даршан (благословение) через Появление самого танцующего Шивы во всем его величии, выходящего из зала тысячи колонн. Посещение храма оставляет верующего в состоянии экстаза, с таким чувством, будто он действительно увидел сам космический танец.
Таков старый Чидамбарам, рядом с которым, за рекой с пологими берегами, раскинулся новый Чидамбарам. Здесь высятся здания отелей, работает кинотеатр, поблескивают вывесками банковские конторы и фирменные учреждения, гостеприимно распахнуты двери кафе и ресторанов. Однако все это связано с прошлым. Ибо кинотеатр—имени Натараджи-Шивы, ресторан—тоже, на лавках с тканями изображен танцующий четырехрукий бог. Здесь также расположен Аннаималайский университет — один из крупнейших университетов Южной Индии, с прекрасно оборудованными лабораториями, современными зданиями студенческих общежитий, библиотекой, где хранятся многие тысячи книг и рукописей, стадионом и просторными светлыми аудиториями для занятий. Университетский городок утопает в зелени садов и парков, по аллеям которых разгуливают серьезные и немногословные студенты.

День 14. ЧидамбарамТричи, 173 км
После завтрака выезд в Тричи. По прибытии регистрация в отеле. Во второй половине дня тур по храмам Тричи с посещением 83-метровой каменной крепости и Шрирангама – впечатляющего монумента, возвышающегося над старым городом. В XVIII веке Тричи был одним из основных центров борьбы между Францией и Британией за господство в Индии. Ночь в отеле Тричи.
Тричи (Тиручирапали, Тиручи) упоминается в записях древнегреческого Птолемея. Это город с сильным влиянием католицизма, фортом с храмом Ганеши и храмовым комплексом Шри Рангам (в 3 км), посвящённым местному воплощению Господа Вишну. Храмовый комплекс Шри Рангам начал строиться в Средние века (средств тогда хватило только на первый этаж гопурама) и был достроен в 1985 г. (остальные 11 этажей), и на текущий момент это храм с наиболее высоким гопурамом – 72 метра. Храмовый комплекс состоит из 7 вложенных периметров гопурамов, иностранцев пускают только до 4-го, но если одеться в вайшнавскую одежду или минут 10 убедительно поговорить на ведические темы с администратором храма, то всё-же можно пройти к главной мурти храма в сопровождении помощника администратора.

День 15. Тричи – Рамешварам, 246 км
Ранним утром выезд в Рамешварам. По прибытии размещение в отеле. После короткого отдыха тур по храмам Рамашварама, включая Раманатхасвами.
Рамешварам, который часто называют «Варанаси Юга», - один из четырех наиболее значимых паломнических центров Индии и один из семи сакральных городов, где можно (как говорят) влёгкую достичь Просветления. Город упоминается в эпосе «Рамаяна» и расположен на уходящей глубоко в океан косе (превратившейся в XV веке в остров), по пути из Индии в Шри-Ланку.
Храм Шри Раманатхасвами (Sri Ramanathaswamy Temple).
Согласно легенде, несколько тысячелетий назад Рама умолял здесь Шиву помочь ему вернуть жену Ситу, похищеную демоном Раваной. Молитвы были услышаны, и с помощью Ханумана Сита была освобождена. Перед тем как попасть в Храм, необходимо совершить ритуальное омовение. Это место - Агни Тиртха (Agnitheertham) - находится в 250 метрах от храма. Далее паломники попадают в огромный - похожий на пещеру - храм Шивы Раманатхасвами. Здесь молятся и вайшнавы и шиваиты. Главными святынями храма являются два шивалингама. По преданию, первый лингам сделала из песчаника Сита, а второй - по просьбе Рамы - был принесен Хануманом со священной горы Кайлас.
Рама совершил поклонение этим лингамам для того, чтобы очиститься от греха убийства демона Раваны. Знаменит храмовый комплекс самыми длинным в Индии (около 200 м) коридорами, украшенными 1212 рельефными колоннами. На его территории находятся 22 священных водоема. Омовение, совершенное здесь, по преданию освобождает от всех грехов.
В 8 км от Рамешварама находится Храм Котхандарамасвами (Kothandaramaswamy Temple), построенный на месте встречи Рамы и Вибхишаны, брата Раваны, перешедшего на сторону Рамы.

День 16. Рамешварам
Полный день тур по храмам Рамешварама.

День 17. Рамешварам – Тричи, 246 км – Дели
Ранним утром выезд в Тричи. По прибытии трансфер в аэропорт для вылета в Дели через Ченнай. По прибытии в Дели трансфер в международный аэроопрт для вылета в Москву.

День 18. Вылет из Индии.

РАСХОДЫ (справочно):

  • Размещение по программе.
  • Завтрак по всей программе.
  • Завтрак и ужин в Шринагаре.
  • Все переезды по программе на комфортабельном автомобиле.
  • Поезд II класса с кондиционером Дели-Варанаси, Лакноу-Агра.
  • Лодочная прогулка по Варанаси.
  • Англоговорящий гид со 2-го по 6-й день.
  • Услуги и лицензии водителя.
  • Все налоги.
  • Входные билеты.
  • Перелёты (оплачиваются отдельно).
  • Питание, кроме указанного выше.
  • Всё, что не указано выше.

Варианты отелей:

Destination 3* Hotels
Delhi Park Land / Hotel Vikram 4*
Varanasi Palace on Ganges
Ayodhya Hotel Krishna Palace
Mathura Hotel Maduvan
Jammu Hotel Saheel
Chennai Royal Plaza
Tirupati Hotel Bliss
Tiruvannamalai Tirshul hotel
Chidambram Hotel Akshaya
Trichy Breez Residency
Ramewshwaram Royal Park

Варианты перелётов:

                                For Delhi - Jammu

Flight No. Delhi Jammu FARE Via
SG- 851 08 : 50 10 : 10 US $ 60 Direct


                                For Jammu – Delhi

Flight No. Jammu Delhi FARE Via
SG – 852 12 : 55 14 : 15 US $ 55 Direct


                                For Delhi - Chennai

Flight No. Delhi Chennai FARE Via
6E - 283 16 : 45 19 : 20 US $ 95 Direct


                                For Trichy  - Delhi

Flight No. Trichy Delhi FARE Via
IT-2912+IT-233 13 : 30 20 : 40 US $ 209 Chennai