НЕПАЛ 19 дней Верхний Мустанг (Ло)
Катманду – Нагаркот – Бактапур – Покхара – Джомсом – трек в Ло (10 дней) – Катманду
Абсолютно уникальное путешествие в закрытое королевство Мустанг, находящееся на территории Непала, но по сути являющееся частью Тибета – единственной не затронутой китайским влиянием и потому сохранившей в чистом виде тибетскую культуру.
1 день Москва – Катманду
Вылет из Москвы. В Катманду – столицу Непала мы прибываем на следующий день.
2 день Катманду – Нагаркот
Прилёт в международный аэропорт Трибуван, названный так в честь деда бывшего короля Непала. За полчаса до посадки взору открывается бархатно-зеленая холмистая котловина долины Катманду, обрамленная с севера сверкающими ледниками гималайских хребтов. Разница во времени между Москвой и Катманду – плюс 2 ч. 45 мин.
Первое, что Вы услышите в Непале, – это традиционное приветствие «Намастe», буквально означающее «В Вашем лице я приветствую Бога».
Для получения непальской визы в аэропорту Катманду Вам потребуется 40 долларов США (лучше без сдачи) и 3 фотографии 3 х 4.
К востоку от Катманду, на высоте 2200 м раскинулось селение Нагаркот, куда мы и отправляемся прямо из аэропорта, чтобы отдохнуть, встретить закат и рассвет. Это тихое, живописное место славится великолепными панорамами высочайших гималайских вершин от Эвереста до Аннапурны и потому изобилует гостиницами и гестхаусами всех категорий.
Полчаса на машине вверх по горной дороге между зелеными террасами – и мы в Нагаркоте, где душа успокоится и подготовится к новым впечатлениям, которые ждут нас уже следующим утром.
3 день Нагаркот – Бактапур – Покхара
Встретив рассвет и позавтракав в Нагаркоте, по такой же, как вчера, живописной дороге устремляемся в древний город Бактапур. Он также известен как Бадгаон, или «город святош». Это третий по величине город в долине Катманду, средоточие уникальных с исторической и эстетической точек зрения памятников старинной архитектуры.
Шестичасовой переезд или двадцатиминутный перелёт в Покхару – популярный и оживленный курорт в центральном Непале, в 200 км к западу от Катманду, на берегу потрясающей красоты озера Фева. Покхара – одно из самых живописных мест в стране, с начала 70-х годов облюбованное странствующими по Непалу «детьми цветов» и с тех пор являющееся центром гедонизма и релаксации. Отдохнув после обеда можно совершить прогулку по безмятежной глади озера Фева. Освежающим будет как купание в озере – прямо с лодки, так и рыбалка. Посреди озера находится зеленый островок, приютивший на крохотном участке суши индуистский храм Барахи. Вечер рекомендуем провести в одном из многочисленных увеселительных заведений Покхары, лучшие из которых Вам с удовольствием порекомендует проводник.
4 день Покхара – Джомсом – Кагбени
Еще полчаса лёта – и мы в Джомсоме, столице «затерянного тибетского королевства» Мустанг, своим обитателям известного как Ло и лежащего вдоль реки Кали-Гандаки у самой тибетской границы. Мустанг – девственная, не тронутая китайским нашествием и культурным геноцидом «органическая» часть тибетского плато, административно входящая в Непал.
Мустанг и по сей день «и дик, и чуден». История Ло – миф и загадка. Тысячу лет назад здесь творил и медитировал великий тибетский поэт и йог Миларепа, вслед за которым и нам предстоит гулять у горных круч, где мало что изменилось с тех пор.
Здесь нам встретится не один торговец разными сувенирами, в том числе – салиграмами – окаменелыми остатками аммонитов юрского периода. Их можно купить или, с таким же успехом, собрать самим по пути вдоль ущелья Кали-Гандаки. Эти черные камни с впечатанными в них 130 миллионов лет назад морскими моллюсками доказывают, что когда-то, в незапамятные времена, на месте Гималаев был океан.
Джомсом расположился на высоте 2700 м над самым глубоким в мире – пятисотметровым – ущельем. От Джомсома можно за 3-5 часов* прошагать до Кагбени, островка зелени вокруг средневекового города цвета песка, на высоте 2810 м. Здесь мазанки жмутся друг к другу, а их жители ходят в традиционной тибетской одежде – время застыло... Кагбени – самая северная точка Мустанга, куда можно попасть без специального разрешения и офицера связи. Севернее Кагбени – город-крепость Ло Мантанг – историческая столица и духовная обитель королевства Ло, давшая ему оба его названия: Ло и Мустанг (искаженное «Мантанг»).
*Примечание. Приведенная здесь и ниже продолжительность трека – это среднее количество ходовых часов на данном участке, необходимое, чтобы покрыть данное расстояние при среднем нормальном темпе ходьбы. То есть, если указано, что трек продолжается 4,5 часа, это не значит, что вы наверняка пройдете это расстояние ровно за 4,5 часа, а значит лишь, что одно селение находится от другого в 4,5 часах нормальной средней ходьбы. Другие меры длины трека (километры, например) в горах неприменимы.
5 день трек Кагбени – Челе
Пройдя через пропускной пункт на северной оконечности Кагбени, ступаем на тропу, ведущую в Верхний Мустанг, так долго закрытый и такой восхитительно красивый – суровой, но блистательной красотой.
Шагая на север по восточному берегу Кали-Гандаки, минуя виднеющиеся через реку (на западном берегу) пещеры и гомпу (тибетский храм и монастырь) Канг, доходим до города Тангбе, лежащего вдоль берега на высоте 2990 м. Здесь нас встречают тибетские ступы (чортены), затейливый лабиринт улочек-проходов между крашеными белыми домиками, яблоневые сады, поля гречихи, ячменя и пшеницы.
Примерно в полутора часах пешего хода за Тангбе, на высоте 2920 м лежит селение Чхуксанг. На окрестных утесах мы увидим развалины замка, а через реку – красноватые отвесные скалы, напоминающие трубы органа, над недоступными пещерами. 5 деревень (панчгаон) этого района (Челе, Гьякар, Чхуксанг, Тангбе и Тетанг) населены гурунгами, более близкими к жителям Мананга, чем к этносам такали и лоба.
Двигаясь на север вдоль Кали-Гандаки, достигаем образовавшегося естественным путем туннеля, через который на этом участке течет река. Прямо перед ним над рекой провешен стальной мост, а дальше на север Кали-Гандаки становится непроходимой пешком, хотя некоторые лоба иногда проделывают этот путь на лошадях, сквозь крутой и узкий каньон, опасный из-за камнепадов. Высоко на красных утесах здесь много древних пещер.
Сейчас тропа покидает долину Кали-Гандаки и идет круто вверх к Челе (3030 м) – небольшому селению среди полей пшеницы и ячменя. Здесь происходит смена культур: от культуры гурунгов к тибетской культуре Ло. Над дверными проемами большинства домов в Ло висят бараньи рога и повсюду расставлены прутики в форме крестов с привязанными к ним нитками пяти цветов (зор, призванные отгонять злых духов). Жители держат тибетских мастифов. В домах – тибетские деревянные печи, фарфор. Большая часть материалов и предметов украшения – тоже из Тибета.
6 день трек Челе – Гелинг
Подъем от Челе по крутому отрогу приводит нас к каменной пирамиде на высоте 3080 м, от которой открывается вид на Гьякар через большой каньон. Гьякар и его поля огорожены длинной земляной стеной.
Подъем продолжается – по крутому склону впечатляющего каньона к перевалу и еще одной каменной пирамиде на высоте 3480 м. Дальше тропа постепенно спускается к очередной группе чортенов и переходит в приятную тропинку, ведущую к Самару (3290 м). Здесь делает остановку большинство караванов лошадей. Затем тропа идет вверх к Самару, потом опять спускается к чортену, выкрашенному в красный, черный, желтый и белый – все краски получены из местных горных пигментов. Минуя еще несколько долин, перевалов и хребтов, самый высокий из которых – 3800 м, мы спускаемся в Гелинг, что на высоте 3440 м.
7 день трек Гелинг – Чаранг
«По долинам и по взгорьям» шагаем мимо голубых, серых и рыжих утесов, мимо самой длинной в Непале вереницы мани (молитвенных камней) и, преодолев последний перевал (3770 м), спускаемся к Чарангу (3490 м). Чаранг лежит над большим каньоном Чаранг Чу в окружении ив и полей. Вокруг домов здесь каменные стены. На восточной оконечности его возвышаются огромный белый дзонг (тибетская крепость) и белая гомпа, в которой собрана коллекция статуй и танка (тибетской религиозной живописи), а также много больших изображений сидящего Будды.
8 день трек Чаранг – Ло Мантанг
Тропа уводит нас от Чаранга вниз, пересекает Чаранг Чу и круто уходит вверх, упираясь в пирамиду из камней на высоте 3530 м, после чего перед нами открывается долина Толунг. Минуя большой одиноко стоящий чортен на границе между Чарангом и Ло, мы обнаруживаем, что идем по пустынной местности всех оттенков серого и желтого.
Наконец, с хребта на высоте 3850 м мы видим плато Ло Мантанг (3730 м) и обнесенный белой стеной город Ло. Единственный вход в него находится на северо-восточном углу стены, которая в плане напоминает толстую латинскую букву L. У городских ворот мы увидим детей и взрослых, собравшихся здесь поиграть и посплетничать. В городе около 150 плотно стоящих домов, многочисленные резиденции лам, дворец, монастырь, несколько храмов и две гомпы, а школа, медпункт, полицейский пропускной пункт и несколько важных чортенов вынесены за городскую стену.
9 день Ло Мантанг
4 основных храма Ло закрыты на замок. Жители считают необходимым контролировать доступ в них. Ключник и сами ключи достижимы только в определенное время. Как правило, ламы благосклонны к иноземцам, а посему мы сможем рассмотреть храмы Ло не только снаружи, но и внутри.
Высокий храм Майтрейи Чампа Лхаканг («лха канг» переводится как «дом бога») был построен в 20-е годы 14 века и хранит расписную глиняную статую Майтрейи – будущего Будды, восседающего на пьедестале, занимающем весь нижний этаж. На стенах – массивные мандалы, сохранившиеся гораздо лучше, чем живопись в гомпе Тангчен.
Считается , что красная гомпа Тангчен была построена тогда же, когда и Чампа Лхаканг, и фрески в ней написаны теми же живописцами. Здесь есть статуи Шакьямуни (одно из имен Будды), Авалокитешвары (олицетворения идеала сострадания), Вайшраваны (бога богатства) и Падмасамбхавы (одного из отцов буддизма в Тибете). Одна стена храма полностью разрушена. В зале при входе – статуи четырех Локапала, защитников четырех сторон света.
Еще два храма находятся в монастырском квартале. Главный из них – гомпа Чоди, содержащий десятки изящных бронзовых, латунных и медных статуэток.
Мандала – плоское симметричное изображение трехмерного мира, используемое для медитации.
Четырехэтажный Дворец Раджи находится в центре города и является резиденцией нынешнего короля Мустанга, Джигме Парбал Биста, и королевы, или Рани, представительницы аристократической семьи Лхасы (столицы Тибета). Раджа – активный наездник и держит конюшню лучших лошадей в Ло. Он также разводит собак: лхаза апсо и свирепых тибетских мастифов, лай которых раздается со второго этажа дворца. Хотя обязанности Раджи в некотором смысле носят церемониальный характер, он почитаем, и жители Ло консультируются с ним по самым разным вопросам.
10 день трек Ло Мантанг – Гхами
Из Ло Мантанга в Кагбени «мы пойдем другим путем», чтобы увидеть селения, которые мы не видели по пути сюда. По тропе к Чарангу идем на юг. Затем сворачиваем на запад, чтобы попасть в Ло Гекар, и мимо орошенных полей Ло Мантанга поднимаемся к перевалу, с которого открывается последний вид на город Ло. То поднимаясь на горные кручи, то спускаясь в долины, достигаем Ло Гекара, что в переводе значит «чистая добродетель Ло». Дальше шагаем по заросшей травой долине мимо гомпы Гар и ручья в тени больших деревьев. «Гомпа Гар» означает «дом-монастырь» и называется так потому, что конструкция ее напоминает дом, с отдельными маленькими комнатками. Гомпа украшена росписями, статуями и несколькими большими молитвенными барабанами. Основные божества помещены на латунный алтарь внутри темного алькова. Настоящим сокровищем гомпы Гар являются сотни расписанных резных камней в деревянных рамках на стенах. Селений поблизости нет, но рядом с гомпой есть где укрыться от ветра монахам и пилигримам. В долине внизу виднеются селения Маранг и еще ниже – Чаранг. Пройдя селение Дхакмар, что в переводе означает «красная скала», достигаем Гхами (3460 м). Это большая деревня: белые домики над гектарами полей.
11 день трек Гхами – Самар
Тропа бежит то вверх, то вниз, к долине Гелинг, мимо самого Гелинга, трех домов Тапа Гаон, огромного расписанного чортена. Остаток дня движемся в направлении Самара по уже пройденному нами ранее (по пути в Ло) маршруту.
12 день трек Самар – Кагбени
Доходим от Самара до Кали Гандаки и по ее берегу идем до Кагбени, тоже по знакомому маршруту.
13 день трек Кагбени – Джомсом
Возвращаемся из Кагбени в Джомсом, откуда начинался наш трек.
14 день Джомсом – Покхара
Если будет летная погода, ранним утром летим в Покхару. Совершенно свободный день.
15 день Покхара
В предрассветный час по захватывающим дух виражам горного серпантина мы поднимемся к Сарангкоту. Этот древний форт на высоте 1592 м, куда тысячи путешественников устремляются посмотреть на восходящее из-за вершин массива Аннапурны солнце, расположен так, что отсюда по всему горизонту простирается сразу несколько гималайских массивов – Даулагири (8167 м), все 5 пиков Аннапурны (7200 – 8093 м), Ламдгжунг (6983 м) и Манаслу (8163 м). Центральное место здесь занимает гора Мачапучре или «Рыбий хвост» (6997 м). Это священная вершина, недоступная для альпинистов. Ни одна экспедиция не достигла на ней успеха, а некоторые закончились фатально. Говорят, там живут Боги, которые не любят когда их тревожат…
После завтрака – поездка в тибетское поселение Таши-Палкел. Это уникальная возможность, оставаясь на территории Непала, наблюдать жизнь этнических жителей Тибета с их многогранной культурой, базирующейся на буддийских духовных традициях. Здесь можно напрямую, совершенно открыто пообщаться с ламами (буддийскими монахами) и, может быть, получить ответы на вопросы о сущности бытия и происхождении сознания. Сегодня же можно встретиться с тибетским шаманом, испытав на себе его целительную силу.
16 день Покхара – Катманду
Полет на мотодельтаплане утром позволит увидеть Гималаи с высоты птичьего полета и запомнить, как выглядит Покхара, если смотреть на нее с неба. Это опция (заказывается и оплачивается на месте):
15 минут – от $55,
30 минут – от $100,
1 час – от $175.
Переезд или перелёт в Катманду.
Остаток дня советуем провести, разъезжая на велорикшах или просто прогуливаясь по узким, извилистым улочкам старого Катманду и наблюдая обычную жизнь его приветливых обитателей. Сувенирные приобретения, которые Вы наверняка сегодня сделаете, не только своеобразно украсят Ваш дом, но и будут хранить в себе частичку тепла и лучезарности, мудрости и умиротворения – всего того, что Вы почерпнете и оставите в своей душе за короткое время, проведенное с нами в Гималаях.
Вечером рекомендуем Вам расслабиться в одном из самобытных ресторанчиков или клубов Катманду за пряной национальной едой, в созерцании колоритных национальных танцев.
17 день Катманду
Панорама Катманду открывается с холма, на котором стоит древнейший буддийский храм королевства – Своямбунат («самовозникший»), заложенный 2 с половиной тысячи лет назад и осененный, как и все буддийские храмы (ступы), всевидящими глазами Будды. Они смотрят на вас из-под черных бровей, а между ними – третий глаз, символ истинной мудрости. Нос в виде непальской единицы, похожей на вопросительный знак без точки, символизирует единство.
Еще одна буддийская ступа, которую мы можем сегодня увидеть, находится в тибетском квартале Бода и является религиозным центром для всего тибетского населения Катманду. Это Боднат, крупнейшая ступа в Непале и одна из крупнейших в мире. Как у всякой ступы, ее основание в форме мандалы символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий всё бельведер – небо.
Нирвана (санскр. «недуновение», «прекращение») – свобода от желаний, привязанностей, страхов, и таким образом – от страданий; окончательное избавление от бесконечного круга перерождений и существований.
Сердце Катманду – площадь Дарбар («дворцовая»). Именно здесь, на пересечении важных торговых путей, в XII веке был построен из единого дерева давший название городу дворец Кастамандап, вокруг которого сформировался Катманду. Cюда мы отправимся напоследок, чтобы обобщить впечатления этого насыщенного дня и почувствовать атмосферу старого города, живущего шумной и пестрой жизнью в бесценных декорациях средневековья.
18 день Катманду-Москва
Мощным мажорным аккордом, завершающим Ваше первое короткое пребывание в этой уникальной части света, станет Mountain Flight – полет к Эвересту, вершине нашей планеты (8850 м), одновременно разделяющей и связывающей Непал и Тибет. Ранним утром Вы устремитесь в поднебесье, далеко на северо-восток – туда, где за главным гималайским хребтом Кумбу, простирается на тысячи бескрайних километров таинственная тибетская земля. (Это опция: заказывается и оплачивается в Катманду – порядка 180 дол.)
Первая половина дня заполнится посещением главного индуистского храма Непала Пашупатинат, посвященного Шиве и раскинувшегося по берегам священной реки Багмати. Здесь мы станем свидетелями ритуалов омовения и кремации, которые совершаются на Багмати практически беспрерывно. Багмати – это вода, пепел и цветы: гирлянды, сбрасываемые в реку вместе с прахом и остающиеся лежать на поверхности воды цветным ковром. Пашупатинат был построен в конце XVII века, но уже задолго до того на его месте находились постройки, важность которых с точки зрения святости только подчеркивает, что это место для храма было выбрано не случайно и имеет предысторию. Когда Шиве надоело жить на горе Кайлас, он решил перебраться в долину Катманду, где вскоре снискал славу Господина Животных – Пашупати. С тех пор, на протяжении уже 15 веков, место обитания Шивы (на котором теперь стоит Пашупатинат) является объектом паломничества и поклонения индуистов. Здесь мы увидим саду – последователей Шивы, превративших свою бренную жизнь в сознательное постепенное умерщвление плоти и развитие духа.
Вылет в Москву. Сбор аэропорта составляет 1950 рупий (около 25 долларов США).
19 день Москва
Прибытие в Москву.
РАСХОДЫ (справочно):
- перелет Москва – Катманду – Москва;
- размещение в гостиницах (в городах), горных приютах и палатках (в треке);
- внутренние переезды и перелеты;
- питание, помимо завтраков в отелях (в треке – полный пансион);
- разрешение на вход в Верхний Мустанг;
- экскурсии с гидом.
- виза Непала (40 долларов) - ставится в аэропорту по прилете;
- сборы аэропорта при вылете из Непала (25 долларов);